Идеальный шторм: почему российская экономика оказалась в кризисе

Автор -

На Россию движется идеальный шторм, он накроет страну в 2015 году. В одной точке совпали все возможные кризисы – от финансового до демографического. Хорошее время для реформ, говорят экономисты, но ожидают, что власти будут все больше отходить от рыночных методов управления. Пишет РБК.

«Если идеальный шторм и есть, то он есть у нас сейчас», – говорит ректор РАНХиГС Владимир Мау, перечисляя нынешние вызовы: нефть, геополитика и вытекающие из них санкции, низ инвестиционного цикла, сокращение численности трудоспособного населения, практически нулевой output gap (разрыв между фактическим и потенциальным объемом выпуска) и исчерпание модели роста предыдущих десяти лет.​

Из всего перечисленного разве что санкции было сложно предсказать еще год назад. Глава КГИ Алексей Кудрин еще в 2011 году призывал готовиться к падению цен на нефть до $60 за баррель, экономисты называли примерные сроки падения страны в демографическую яму – 2015 год.

Предотвратить часть проблем можно было реформами, окно для которых открылось в кризис 2008–2009 годов. Но вместо этого пожар просто залили деньгами. «У нас кризис-продолжение. Мы оборвали кризис 2008 года, проиндексировав заработные платы и обеспечив «потребительский выход» из него», – говорит руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

В таких условиях «стагнация или небольшая рецессия произошли бы у нас и без обострения ситуации», подчеркивает заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара Павел Трунин. Сокращение темпов роста наблюдается с посткризисных 2010–2011 годов – ВВП рос на уровне 4% в год, а затем снизился почти до нуля, напоминает он.

Ожидаемый сюрприз

Предсказуемость – вообще отличительная черта этого кризиса, если сравнивать его с 1998 и 2008 годами, писала в конце ноября глава Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Тем не менее большинство прогнозов еще в начале 2014 года были вполне оптимистичными. В январе министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что экономика прошла низшую точку еще в третьем квартале 2013 года, а сейчас «наметились обнадеживающие симптомы», в частности, в промышленности и сельском хозяйстве. Европейский банк реконструкции и развития предсказал рецессию в России только в сентябре этого года.

Все самые мрачные прогнозы появились в декабре. 23 декабря агентство Moody’s спрогнозировало падение российской экономики на 5,5% в 2015 году и на 3% в 2016-м. Теперь это самый негативный прогноз по России. До сих пор таковым был «стрессовый» от ЦБ, согласно которому экономика может упасть на 4,8% в 2015 году при цене на нефть в $60 за баррель. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина 16 декабря, в «черный вторник», призвала всех учиться жить в новой реальности – со слабым рублем.

Улюкаев уже заявил о необходимости пересмотреть прогноз на следующий год по параметрам ВВП и инфляции. Пока прогноз ведомства – минус 0,8% ВВП при $80 за баррель. Но у России «есть риски уйти в более глубокую рецессию, чем это может случиться» при условии постановки «более скромных задач», признал премьер Дмитрий Медведев.

«Меньше [чем стрессовый прогноз ЦБ] увидите. При цене в $60 будут другие инвестиции, спрос и, конечно, больший спад, чем на 0,8%. Но прогноз падения почти на 5% не учитывает набор антикризисных мер. Они повлияют на динамику запасов, величину кредита в экономике, на пополнение оборотных средств и т.д. У нас есть возможность изменять эти параметры в лучшую сторону», – сказал РБК Улюкаев

Поделитесь новостью