Если бы Аида Салянова была такой принципиальной, то давно бы подала в отставку. Такое мнение выразил правозащитник Нурбек Токтакунов в сообщении, появившемся на сайте организации Партнерская группа «Прецедент», которую Токтакунов возглавляет.
Сегодня Жогорку Кенеш согласился с отставкой Аиды Саляновой с поста генерального прокурора. Она написала заявление об уходе 19 января. О том, что генпрокурор подала в отставку, в СМИ писали еще в конце прошлого года и связывали решение с ее братом, чье имя упоминалось в сообщениях о расследовании убийства Камилы Дуйшебаевой. Однако тогда и надзорный орган, и президент страны информацию об уходе Саляновой опровергли. Генпрокурор находилась в отпуске с 23 декабря. Сейчас общественность связывает решение Саляновой с тем фактом, что ее супруг является фигурантом уголовного дела.
«Что касается принципиальности Саляновой, которая якобы подала в отставку после того, как стало известно о махинациях супруга, то это тоже неверно. Это дело, по которому проходит ее супруг, ведется еще с прошлого года, просто оно тщательно скрывалось от общественности. Если бы она была такой принципиальной, то давно бы подала в отставку», — считают юристы «Прецедента».
В интервью K-News Токтакунов пояснил, что считает причиной ухода Саляновой не то, что ее супруг связан с уголовным делом, а тот факт, что это стало достоянием общественности.
«Сейчас это стало достоянием общественности, а раньше решалось все кулуарно. Различным субъектам политики ясно, что Салянова тоже замешана в этом деле, но общественности это известно не было. А сейчас стало известно, и куда теперь деться Саляновой? Я предполагаю, что она сама участник этого дела», — сказал Токтакунов.
Также правозащитник считает, что вся деятельность Саляновой носила избирательный характер, и уголовные дела доводились до суда исключительно в отношении коррупционеров из числа оппонентов действующей власти.
«Аида Салянова не смогла сделать так, чтобы чиновники боялись и уважали закон. Все понимали, что для того, чтобы не попасть к ней, надо было не прекращать воровать, а проявлять лояльность к действующей власти. Пример этому — дело Мырзакматова, которого никто не трогал, пока он имел огромную поддержку, и только он ее потерял, и на него возбудили уголовное дело. Кроме того, за все годы работы Салянова так и не смогла опереться на гражданское общество. Если бы она откликалась на его запросы, общество даже вместе с ее коррумпированным супругом не дало бы ее в обиду. На самом деле, стране она никакой пользы не принесла, наоборот, был создан миф, что Генпрокуратура борется с коррупцией. На самом деле в Кыргызстане только один борец с коррупцией – это конкурентная среда, а Салянова была лишь ее инструментом», — написали правозащитники.