Накануне Жогорку Кенеш все же рассмотрел итоги работы временной комиссии, которая была создана после того, как Генеральная прокуратура внесла свое представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности «арнамысовца» Нурлана Торобекова.
В сентябре этого года Генпрокуратура возбудила в отношении депутата уголовное дело по статьям 166 «Мошенничество» и 350 «Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» Уголовного кодекса КР.
Причиной для уголовного преследования послужил поддельный документ о высшем образовании, полученный за окончание учебы в КНУ, за счет которого депутат получил классный чин в 2013 году. А за время владения классным чином получил надбавку к зарплате в размере 15 тыс. сомов.
Как оказалось, свое обучение Торобеков начал еще в 1990 году, но на втором курсе его отчислили, потом перевели на заочное обучение, но за академические долги на 5 курсе он был отчислен. По данным Генпрокуратуры, больше парламентарий не восстанавливался, однако в 2004 году все же получил диплом о высшем образовании.
Торобекова совсем не смутило то, что ему выдали диплом, несмотря на то, что он был отчислен и обучение в вузе не завершил. Как он признался на заседании Жогорку Кенеша, тогда он не задумался, почему ему все-таки дали документы об окончании вуза, он был просто благодарен за то, что ему дали такую возможность.
«В 2004 году я лег в больницу. Мне удалили одну третью поджелудочной железы и селезенку. Всем моим родственникам сказали, что я — не жилец. Я был одной ногой в могиле. И когда от деканата вуза мне принесли в больницу диплом и вручили его, я не стал ничего уточнять, я просто был благодарен им», — сказал Торобеков.
Он поведал коллегам и о том, что очень хотел учиться, и продолжал учебу даже после службы в Афганистане. Депутат также подчеркнул, что не пользовался своим дипломом для того, чтобы занять какую-либо государственную должность или получить какие-то выгоды. Видимо, классный чин за счет поддельного диплома, по мнению депутата, не относится к получению выгод.
Служба в Афганистане стала хорошим оправданием для Торобекова. Почти все его коллеги совсем забыли о незаконности получения поддельного диплома, все время вспоминая о заслугах коллеги перед страной во время его пребывания в Афганистане. Об этом упомянула и депутатская комиссия в своем заключении. Как выяснилось, изначально заключение гласило, что депутаты должны дать свое разрешение на привлечение Торобекова к уголовной ответственности, однако члены комиссии из коалиции большинства не подписались под этим вердиктом. Те, кто выступал против уголовного преследования, предложили отказать Генеральной прокуратуре. Тут уже против выступили представители оппозиции. В итоге был найден компромисс — было решено переложить ответственность на весь депутатский корпус. В своем заключении комиссия написала, что решение должен принять Жогорку Кенеш. Именно из-за споров между членами комиссии вопрос затягивался, и итоги работы не могли заслушать несколько месяцев.
Комиссия так и не смогла выяснить подлинность диплома Торобекова, потому что оригинал документа, очень кстати для его владельца, был украден из автомобиля депутата за пару месяцев до возбуждения уголовного дела. По копии документа невозможно определить, является ли печать подлинной или нет. Но факт остается фактом, КНУ не выдавал Торобекову диплом под таким регистрационным номером, под этим номером в реестре значится диплом совершенно другого студента.
В своем выступлении Нурлан Торобеков заявил, что имеет друзей в соответствующих органах и узнал о возбуждении уголовного дела от них еще до официального заявления Генеральной прокуратуры, отметив, что не хотел вмешиваться и влиять на процесс. Такие заявления наталкивают на размышления относительно правдоподобности случайного ограбления авто депутата, в результате которого он лишился документа о высшем образовании.
Во время обсуждения вопроса в Жогорку Кенеше на защиту Торобекова встали не только члены фракции «Ар-Намыс» во главе со своим лидером Феликсом Куловым, но и почти все депутаты, в том числе, представители оппозиционных фракций.
«Не имея на руках подлинника диплома, нельзя говорить, что он подложный, нельзя это доказать. Человек ведь учился 13 лет, воевал. Возможно, ему выдали диплом, видя, что он был на войне, что потом возвращался к учебе. Возможно, произошла техническая ошибка. Диплом выдали, но не зарегистрировали. Но это вина канцелярии, а не депутата. Он отказался от чина, надбавок. Будет правильно, если мы прекратим мучать человека, который болеет», — сказал Кулов.
Такое же мнение выражали и другие депутаты, а некоторые и вовсе заявили, что масштабы этого дела не стоят обсуждения в парламенте. По мнению депутатов, стыдно из-за 15 тыс. сомов поднимать такой шум.
«Обвиняете в том, что человек 15 тыс. сомов получил за классный чин. А как быть с людьми, которые своим служебным положением пользуются и тратят на свои полеты, командировки по 300-500 тыс. сомов? Высосали дело из пальца, видно, что дело раздуто искусственно и носит политический характер. Этот человек работает беспрерывно, постоянно поднимает вопросы афганцев, старается помочь не только им, но и их семьям. Вам не стыдно такое дело выносить перед 120 депутатами? Дело можно сократить из-за малозначительности. Неужели 15 тыс. сомов – большая потеря для государства?» — возмутился депутат Курмантай Абдиев (Ата-Журт).
Видимо, депутат забыл, что в Кыргызстане очень низкие заработные платы и большинству гражданам нужно работать не один месяц, чтобы заработать 15 тыс. сомов.
В конце концов, народные избранники еще раз доказали, что не дадут в обиду своих коллег, не разрешив Генпрокуратуре привлечь Торобекова к ответственности. Также депутаты не согласились с выводом комиссии о том, что надзорному органу следует проверить подлинность дипломов и других госслужащих. Судя по такому решению, Торобеков не единственный, кто получил диплом, так и не окончив учебу.
Однако не все депутаты оказались на стороне Нурлана Торобекова. Среди парламентариев нашлись те, кто считает, что человек должен нести ответственность, несмотря на размеры правонарушения. Одним из таких депутатов оказался лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков, который сам проголосовал за привлечение к уголовной ответственности и посоветовал сделать то же самое всем социал-демократам. Об этом Турсунбеков сообщил в интервью K-News.
«Депутатская комиссия подтвердила, что диплом был поддельный. Поэтому я проголосовал против того, чтобы он не привлекался к ответственности, и всем депутатам нашей фракции посоветовал поддержать представление прокуратуры. У нас во фракции и в коалиции большинства была договоренность, что в таких случаях мы должны направлять дела в суд, чтобы в суде решались такие вопросы. К сожалению, вчера эта договоренность была нарушена, ее просто проигнорировали. То, что не все социал-демократы и члены коалиции проголосовали за привлечение к ответственности, говорит о том, что не все депутаты привержены позиции фракции, партии и коалиции», — сказал Турсунбеков.
Политолог Марс Сариев в интервью K—News выразил мнение, что свои решением народные избранники просто подменили собой судебные органы. Он отметил, что нужно было дать Генеральной прокуратуре возможность закончить расследование и расставить все точки над «i».
«На самом деле так и осталось непонятным, было это технической ошибкой в вузе или покупкой фальшивого диплома. История, конечно, мутная. Конечно, пока вина Торобекова не доказана, депутаты правы. Хотя они могли дать согласие, чтобы Генпрокуратура довела дело до конца, установила, поддельный диплом или нет. Депутатам нужно было передать дело в суд, чтобы доказать виновность или невиновность Торбекова. А так они подменили собой законные органы. Конечно, дело нужно дальше расследовать, неправильно, когда депутаты выполняют роль других органов», — сказал Сариев.
В данной истории, по признанию некоторых депутатов, вновь сыграло свою роль известное «кыргызское землячество». По словам депутата, выходцы южных регионов в кулуарах парламента вели активную агитацию в поддержку Нурлана Торобекова. Немалую роль сыграла и принадлежность депутата к фракции «Ар-Намыс», которая входит в коалицию большинства. Парламентарии выразили мнение, что представители оппозиционных фракций такую поддержку не получили бы.
Возможно, радость от победы будет недолгой, поскольку Генеральная прокуратура имеет право возобновить дело, когда у Нурлана Торобекова и других депутатов, которых так же не разрешили привлечь к ответственности, уже не будет депутатской неприкосновенности. Ждать осталось недолго, в июне 2015 года закончится срок работы V созыва Жогорку Кенеша.