Как показала практика, большинство конфликтов вокруг горнодобывающих компаний не возникли бы, владей население информацией о том, кто, зачем и на каких условиях начал разрабатывать недра возле родного села. Однако, как высказалась эксперт Динара Мусабекова, возглавляющая Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), государство, выдав лицензии на разработку недр, не придало должного значения тому, осведомлено ли население, и в итоге получило кучу проблем.
Исследование, проведенное ФЕЦА в 2012 году в рамках проекта «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству», реализуемого при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), показало, что неосведомленность вылилась в обеспокоенность кыргызстанцев, проживающих в зоне проведения геологических изысканий, вопросами экологии. Людей волновало, не повлияет ли деятельность компаний на состояние пастбищ и источников воды.
«Поняв, что на самом деле беспокоит людей, мы стали проводить семинары по вопросам горнодобывающей отрасли, экологии и Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). Так как с проектом ИПДО у нас во многом оказались общие цели, мы поддержали общественные приемные консорциума по ИПДО, которые в итоге и стали той самой площадкой, которая связывает все заинтересованные стороны: местных жителей, компании и государство», – рассказала Мусабекова.
Общественные приемные за последние 2 года действительно помогли снять социальное напряжение на местах. К примеру, руководитель приемной по Таласской области Гульнара Исбасарова говорит, что консультации меняют отношение и поведение населения, когда речь идет о деятельности горнорудных компаний. «Если в начале нашей деятельности граждане грозились сжечь технику и не дать предприятиям работать, то после проведения консультаций, люди стали понимать, что все вопросы нужно решать путем переговоров», – говорит Исбасарова.
Ее коллега из Чаткала Тургунбек Максатбеков, подчеркивает, что требования населения к горнодобывающим компаниям должны укладываться в рамки законов.
«На проводимых нами тренингах мы объясняем, что все требования местных жителей должны выдвигаться законными путями, а не посредством перекрытия дорог или отбирания техники. В Кыргызстане больше 30 конфликтогенных зон. Благодаря нашим тренингам, слушаниям, консультациям и встречам с населением, Чаткал перестал считаться одной из них. У нас в регионе нет ни больших стычек, ни явных проблем», – сказал Тургунбек Максатбеков.
И сотрудники общественных приемных, и независимые эксперты отмечают, что, к сожалению, сами горнодобывающие компании не до конца осознают важность взаимодействия с населением.
«Если говорить о горнодобывающих компаниях, то системной работы с населением нет. Есть разовые активности из разряда “Давайте проведем круглый стол”, “Давайте организуем встречу с населением”, “Давайте выпустим листовку”. Но полагать, что если один раз выпустил газету, население все сразу поймет, крайне наивно», – поделился своими выводами Вячеслав Гончаров, директор общественного фонда «Доор медиа», завершившего осенью 2014 года исследование взаимодействия между горнодобывающими компаниями, органами местного самоуправления и общественными приемными.
Он же указывает на слабую отзывчивость государства: «Не все вопросы можно урегулировать силами приемной. Запросы перенаправляются в соответствующие госорганы, где попадают в “очень долгий ящик”».
Не нужно пояснять, что долгое реагирование властей не способствует скорому урегулированию назревающих конфликтов. Однако уже сейчас очевидно: конфликтов местных жителей с инвесторами стало меньше, и не в последнюю очередь благодаря работе специалистов программы USAID «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству».