Четыре месяца назад в Кыргызстане было создано Агентство по продвижению инвестиций. Госорган был образован в целях реализации мероприятий, заложенных в Национальную стратегию устойчивого развития страны до 2017 года.
Напомним, в рамках пятилетней программы Кыргызстан намеревался реализовать 77 национальных проектов в пяти секторах экономики на сумму в $10 млрд. При этом правительством были найдены и определены источники финансирования только для самых крупных проектов на сумму $5,5 млрд.
Ожидалось, что реализация остальных проектов будет осуществляться за счет притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и других различных источников. Между тем, по данным Нацстаткома, за 9 месяцев 2014 года объем ПИИ составил всего $444 млн, тогда как за аналогичный период 2013 года он составлял $685 млн.
О том, какой объем инвестиций Агентство намерено привлечь в 2015 году, в какие сектора экономики ОАЭ и Катар готовы вкладывать инвестиции и как повлияет российский кризис на приток инвестиций в Кыргызстан, в эксклюзивном интервью K—News рассказал директор Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики Алмаз Сазбаков.
Расскажите об итогах 2014 года, какой объем инвестиций был привлечен в страну?
За 9 месяцев прошлого года объем прямых привлеченных инвестиций (ПИИ) в Кыргызстан составил $ 440 млн, что на 35 % ниже соответствующего периода прошлого года. На сокращение объема инвестиций повлияло завершение крупных проектов, таких как строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Кара-Балте, снижение инвестиций в Кумтор и закрытие табачной фабрики «Реемтсма Кыргызстан»
В целом, ожидается, что по итогам 2014 года объем ПИИ будет ниже, чем в 2013 году. Отмечу, в 2013 году приток прямых иностранных инвестиций приблизился к отметке в $1 млрд. На данный момент мы располагаем только предварительными цифрами, окончательные итоги будут позже. Идет нормальный инвестиционный цикл, уменьшение объема инвестиций не связано с ухудшением инвестиционного климата в стране.
Мы ожидаем, что 2015 год станет для Кыргызстана прорывным в плане инвестиций, поскольку прошлый год был годом ожидания для инвесторов, Кыргызстан входил в Таможенный союз (ТС). Инвесторы ждали, что изменится, какими станут условия, взвешивали все за и против.
В связи с присоединением к ТС, 2015-2016 годы должны стать годами реализации проектов, направленных на общий рынок. Мы ожидаем, что они будут очень успешными. Мы в свою очередь будем прилагать для этого максимум усилий.
Создается впечатление, что Вы немного лукавите, когда говорите, что сокращение притока инвестиций на 35 % — это нормальное явление?
Давайте разберемся с цифрами, в 2013 году объем ПИИ составил $993 млн. Я сказал, что за 9 месяцев 2014 года приток инвестиций составил $440 млн. Три последних месяца года, это время, когда люди сдают отчеты, так что по итогам 2014 года мы ожидаем $750-770 млн, разница с 2013 годом около $200 млн. Это почти та сумма, которая была заложена на проект НПЗ в Кара-Балте.
Сам проект НПЗ был разделен на несколько этапов, самый большой из них был реализован в 2013 году. Кроме того, как я уже говорил немного снизился объем инвестиций в проект Кумтор и закрылась табачная фабрика «Реемтсма Кыргызстан». Здесь очень большую роль играют большие проекты, которые заканчиваются, но это не критично.
Какие страны на данный момент можно назвать основными инвесторами Кыргызстана?
Инвестиционную погоду в Кыргызстане делают около 10 стран, из них основными можно назвать Китай, Великобританию, Турцию, Россию, Казахстан и немного Южную Корею. В скором времени мы ожидаем, что к ним присоединятся страны арабского мира, где не так давно побывал президент страны.
На днях я встречался с представителями посольств Катара и ОАЭ, а также инвесторами из этих стран. Они выразили большую заинтересованность в инвестировании проектов Кыргызстана. Отмечу, приток инвестиций из этих стран следует ожидать больше в 2016 году, поскольку это долгий процесс, переговоры и подготовка проектов занимает много времени.
Какие отрасли интересуют ОАЭ и Катар, куда они готовы инвестировать?
Они заинтересованы в инвестировании проектов горнодобывающего сектора, энергетики, сельского хозяйства, агропромышленного сектора. Хотели бы вкладывать средства в производство мясной халяльной продукции. Также их интересуют поставки мяса и фруктов из Кыргызстана в ОАЭ и Катар. В конце февраля мы ожидаем делегацию, чтобы подписать соответствующие контракты. В среднесрочной перспективе они проявляют интерес к транспортному сектору страны.
Как, на Ваш взгляд, повлияет кризис в России на приток инвестиций в Кыргызстан?
Российский кризис окажет свое влияние, поскольку она является нашим стратегическим партнером. Между Кыргызстаном и Россией очень тесные экспортные и импортные связи. Россия сейчас сокращает общий портфель инвестиций, с другой стороны пересматривает модификацию.
Сокращение российских инвестиций, возможно, коснется таких проектов, как строительство Верхне-Нарынского Каскада ГЭС и Камбар-Ата -1, но прогнозировать, что сумма инвестиций в Кыргызстан сократится, либо они поставят нам плохое оборудование, нельзя. Информация об этом пока только на уровне разговоров, мы знаем, что Россия будет пересматривать портфель, а как это коснется нас, мы не знаем.
Что касается объемов инвестиций, доля России, как прямого инвестора, очень мала, она занимает 6-7 место в списке инвесторов Кыргызстана по ПИИ. Так что, если предположить, что из-за кризиса она не захочет инвестировать, мы не понесем больших потерь, на инвестиционную составляющую кризис в России сильно не повлияет.
Российский кризис больше влияет на другие сектора нашей экономики. К примеру, денежные переводы трудовых мигрантов. Уменьшение переводов повлечет уменьшение внутреннего спроса, а значит, уменьшатся внутренние инвестиции, из-за этого у нас, возможно, просядет строительный сектор. Не маловажную роль играет курс рубля и сома.
Российский кризис, несомненно, окажет влияние на экспортно-импортные отношения. Скажем если раньше, наша швейная отрасль динамично развивалась, то теперь ездить и продавать продукцию за российские рубли стало немного не выгодно. По сути, производитель должен продавать либо по себестоимости, либо ниже себестоимости, тогда как фурнитуру, ткань он покупает в Китае за доллары.
Сейчас нам нужно переформатировать нашу экономику, чтобы наши сравнительные преимущества в швейной отрасли не только сохранились, но и преумножились. Для этого необходимо привлекать инвесторов, которые бы создавали производство внутри страны, чтобы ткани, фурнитура производились в Кыргызстане, тогда можно будет удешевить факторы, которые влияют на себестоимость продукции.
В целом, что касается инвестиций из России, мы будем прилагать большие усилия для того, чтобы переманить российских инвесторов к нам. У нас дешевые факторы производства, им будет выгодно перевести производство сюда и работать у нас.
Необходимо понимать, что передислокация производства из России в Кыргызстан произойдет только в том случае, если бизнесмены поймут, что и через 10-15 лет Кыргызстан будет членом Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Именно поэтому правительство страны направляет средства, перечисленные Россией, на поддержание кыргызской экономики, на улучшение инфраструктуры, создание лабораторий, органов сертификации, аккредитации и таможенных постов.
2015 год объявлен годом укрепления экономики. В связи с этим, какую работу вы планируете проделать?
На 2015 год мы заложили огромный пласт работы с крупными инвесторами, которые могли бы заинтересоваться реализацией инфраструктурных и энергетических проектов в Кыргызстане. На данный момент мы выходим на достаточно крупных потенциальных инвесторов. Сельское хозяйство является инвестиционно привлекательным сектором.
При том, что большую часть продукции мы экспортируем в виде сырья. Сейчас мы работаем над тем, чтобы привлечь инвесторов, которые могли бы построить заводы по переработке этой сельхозпродукции, чтобы можно было экспортировать не малину, а, скажем, джемы и соки. Также проводим работу по привлечению инвесторов в горнодобывающую отрасль, энергетику, туризм.
Как насчет привлечения инвесторов из стран ТС?
Интересный вопрос, мы как раз планируем заняться привлечением инвесторов и производителей из стран ТС, для того, чтобы они перевели свое производство в Кыргызстан. У нас дешевые факторы производства, квалифицированная рабочая сила и либеральное законодательство.
Есть ли у вас стратегия по привлечению инвесторов?
У нас нет стратегии по привлечению и продвижению инвестиций, но у нас есть стратегия Агентства. Ее вырабатывает Министерство экономики, а мы ее реализуем. В нашу стратегию мы внедрили те приоритеты, которые были поставлены в рамках Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы и программы по переходу к устойчивому развитию, таким образом, мы намерены работать в трех направлениях.
Во-первых, мы намерены активно заниматься привлечением и увеличением притока инвестиций, путем проведения различных крупных мероприятий и через механизмы государственно-частного партнерства. Во-вторых, Агентство будет заниматься формированием положительного имиджа нашей страны, как на пространстве ближнего, так и дальнего зарубежья.
В настоящее время в интернете и СМИ муссируется ситуация с проектом Кумтор, а также 7-8 случаев подачи исков от горнодобывающих компаний в арбитражные суды. Однако они не показательны, на 8 негативных эпизодов у нас имеется 8 тыс. успешных историй ведения бизнеса в Кыргызстане.
Необходимо доносить эту информацию до инвесторов, доносить, что Кыргызстан — это не Курдистан, что здесь достаточно либеральный рынок, что наша страна имеет хорошее стратегическое расположение, близко расположена к таким крупным рынкам, как Китай и Россия.
В-третьих, мы намерены заниматься развитием самого Агентства по привлечению и продвижению инвестиций, поскольку Агентство – это новый институт. Еще в 90-х годах в Кыргызстане были попытки создать нечто подобное, так был создан Госкоминвест, правда у этого органа были другие стандарты, и он больше занимался приватизацией.
Затем было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИ), которое было своего рода вторым правительством, орган больше занимался управлением активами страны, чем привлечением и продвижением инвестиций. Такого рода агентство как у нас в Кыргызстане создается впервые, необходимо много работать, чтобы довести его до международных стандартов, чем мы и будем заниматься. Штат нашего агентства состоит из 21 человека. Это достаточно молодые люди, средний возраст составляет порядка 27 лет. Большинство из них получили образование за границей, включая меня.
Расскажите, где Вы учились?
Четыре года я учился в Японии и два в США, но при этом всю свою сознательную жизнь работал на государственной службе. Работал в Министерстве экономики, финансов, Нацстаткоме и Аппарате президента. Ребята, которые собрались в Агентстве, очень целеустремленные, все хотят внести свою лепту в развитие Кыргызстана. Для них созданы хорошие условия, они получают высокую заработную плату.
А какая у Вас и ваших подчиненных заработная плата?
Заработная плата зависит от занимаемой должности. Ребята получают $400-500 и выше, у меня заработная плата самая маленькая, поскольку я являюсь государственным служащим, у нас есть шкала, которую я не могу превышать.
Какой объем инвестиций вы планируете привлечь в 2015 году, какая цифра будет индикатором того, что вы выполнили поставленные цели?
У нас есть индикаторы, по которым можно оценивать работу нашего агентства. В течение 2015-2017 годов мы планируем привлечь $50,100 и 150 млн. Но это базовый сценарий, то есть эти $50 млн мы заложили сверху, по инерции, если, скаже,м не было бы Агентства, пришло бы $700 млн, а создали Агентство и дополнительно мы создадим проектов и инвестиций на $50 млн.
Закладывая эти цифры, мы основывались на том, что мы сможем сделать в ближайшей перспективе. При этом мы работаем над очень большими проектами, поэтому если нам удастся реализовать оптимистический сценарий, то эта цифра будет гораздо больше. Хотя если сравнить бюджет Агентства, который составляет около $300 тыс., и $50 млн, которые мы планируем привлечь, разница довольна существенная. Взять хотя бы налоги, если они будут 10 %, то $5 млн останутся у нас в государстве.
Я думаю, государство правильно использует ресурсы. Надеюсь, в 2015 году мы покажем хорошие результаты, и тогда бюджет Агентства и штат будут увеличены. Но я бы сразу хотел сказать, что важен не только объем привлеченных инвестиций, но и количество проектов. К примеру, можно привлечь одного крупного инвестора на $50 млн и больше ничего не делать, но нам нужна диверсификация экономики, региональная диверсификация.
На данный момент большинство инвестиционных проектов реализуются в Бишкеке и Чуйской области, а в регионах их почти нет. Что лучше привлечь $70 млн в один проект или $50 млн в 10 разных проектов? Согласитесь, мы можем даже не заметить реализацию одного крупного проекта в Бишкеке, но его реализация в регионе сразу отразится на населении. У них появятся рабочие места и заработная плата, а значит, повысится уровень жизни.