«Кырк Чоро» — кыргызские «блюстители» совести?

Автор -
254

    «Кырк-Чоро» — идея возникновения аналогичных организаций вовсе не нова. История знает российскую организацию «Движение против нелегальной миграции», приводившую в трепет гастарбайтеров Средней Азии, валлийскую «Сыны Глиндура», которые боролись за чистоту языка и против английской частной собственности, и десятки других объединений, созданных по принципу «одна нация».

    Рано или поздно их действия и мотивы подпадали под ту или иную статью уголовного кодекса, и организация оказывалась под запретом. Все, так или иначе, спекулировали на вопросах нелегальной миграции, запрете на торговле иностранными гражданами, проституции и что самое главное – на теме национальной самоидентификации и сохранении культурного наследия. Главной движущей силой данных организаций всегда выступала молодежь или люди без постоянной работы. 

    Наши крепко сбитые, в одинаковых национальных головных уборах ребята из «Кырк Чоро» — в одном лице работники миграционной службы и сотрудники «полиции нравов». Вообще, первое упоминание об организации «Кырк Чоро» в отечественной прессе возникло в августе 2010 года, когда 40 всадников из Кыргызстана под благовидным предлогом посетили Алтай – родину Манаса.

    Сегодня же «Кырк Чоро» ассоциируется в обществе как группа молодых и не очень мужчин, которая незаконно вламывается в увеселительные заведения города, где владельцами и посетителями преимущественно являются граждане КНР. Главной добычей «сорока витязей» являются бесправные проститутки и лепечущие от страха китайцы с рынков «Дордой» и «Мадина». Летом прошлого года «Кырк Чоро» по этому сценарию ворвались на территорию строящегося Токмакского нефтеперерабатывающего завода с целью выявления нелегально трудящихся рабочих.

    По мнению политолога Марата Кыдыралиева, в обществе, где давно семимильными шагами идет деградация, в том числе и молодежи, в стране, где нет государственной идеологии, а главным смыслом жизни большинства сограждан является вопрос выживания, говорить о защите морали и нравственности, по меньшей мере, утопично.

    «Мне кажется, что своими противоправными действиями активисты «Кырк Чоро», приобретшие в одночасье известность, обманывают сами себя. Попытка «блюстителей совести» из объединения «Кырк Чоро» рейдами по обличению девушек, занимающихся проституцией, заставить всех жить по одним правилам – это верх глупости. Эта проблема имеет более глубинные корни, и рейдами, нравоучениями или угрозами, всех святыми сделать не удастся», — считает Кыдыралиев.

    «Кризис общества, который мы имеем сегодня, заставляет появляться на свет такие организации, как «Кырк Чоро». Возможно, действуя, таким образом, они руководствуются благими намерениями. Однако следует понимать, что никто не давал им мандат на силовое проникновение в места отдыха, допрос отдыхающих и персонала заведений. В стране каждый человек должен заниматься своим делом, а, не возомнив себя моралистом, учить нас тому, как нам жить. Да, и еще. Чем гоняться за девушками, я бы посоветовал активистам из «Кырк Чоро» переключить свое внимание на насильников и педофилов, а то уж больно много их у нас в стране развелось», — заключил Кыдыралиев.

    Политолог Игорь Шестаков считает, что «Кырк Чоро» как организация правого сектора не остановится и продолжит свои акции.

    «На первый взгляд, этими людьми движет благородная и патриотическая идея – восстановление справедливости в обществе. Никто уже не верит нашим политикам, которые уже много лет обещают сделать жизнь людей лучше, чем сейчас, и не верят обещаниям по построению справедливого общества. Поэтому эти ребята воспользовались этим и начали подменять собой государственные органы. Ребята действуют радикально, не соблюдают правовых норм, самостоятельно заняв нишу правоохранительных органов и судебной власти. С другой стороны, они действуют вполне организованно, не подпадая под внимание представителей организованной преступности, которые оказывают покровительство большинству притонов, а нападают в основном на тех иностранных граждан, которые не могут оказать какой-либо отпор. Мне представляется, что это движение готовится к выборам, примкнув затем к какой-либо партии, опираясь на бедные слои населения, они намерены реализовать себя в дальнейшем. Это подтверждает тот факт, что ребята активно пропагандируют себя, грамотно распространяя свои видео, проводя пресс-конференции, встречаясь с журналистами», — сказал Шестаков.

    Журналист Азамат Тынаев считает, что простой негативной реакцией на действия «Кырк чоро» ничего добиться нельзя.

    «Заметьте, многие наши сограждане весьма благожелательно относятся к их «активизму». Нужно проанализировать причины, ставшие предпосылкой возникновения подобных организаций. Появление групп людей с такой программой — это, прежде всего, сигнал властям об их больших ошибках в проведении государственной, социально-экономической и идеологической политики. Вызывающие лозунги «Кырк чоро» и их грубые ходы — это, прежде всего, болезненная и отчаянная реакция граждан, пытающихся скорректировать явные и кричащие проблемы общества. Вспомним, когда заговорили о «Кырк чоро»? После их скандального и формально противоправного набега в полу-караоке, полу-притон. Так вот, если бы наши правоохранительные органы вели бы как положено борьбу с нелегальным рынком сексуальных услуг, контролировали бы соблюдение иностранцами миграционного режима, тогда никаких народных дружин и не возникало бы», — сказал А.Тынаев.

    Журналист отмечает, что представители «Кырк Чоро» прекрасно осведомлены о множестве нелегалов и о том, что столица наводнена подпольными борделями.

    «Те, кто призван бороться с такими проявлениями, на самом деле «крышуют» их. Ругать их, что они задаются такими вопросами и пытаются внести свою лепту в исправление ситуации, у меня язык не поворачивается. Но и спокойно наблюдать я тоже не могу. Есть большое опасение, что начав с благовидных предлогов, аналогичные формирования могут очень быстро радикализироваться и в будущем играть более значительную роль в общественной жизни страны. И если это произойдет, то это обязательно случится на фоне слабости и политической апатии государства. Подобный вакуум власти неизбежно будет заполняться, и, кто знает, не станут ли лидеры радикально-националистических группировок конкурировать с традиционными элитами за власть», — считает Тынаев.

    Остается непонятным то, почему эти молодчики не нагрянули в сауны и притоны, адреса которых известным каждому жителю столицы, где за 1500-2000 сомов в час можно воспользоваться услугами девушек легкого поведения, или не выловили «мамаш», стоящих по улице Ибраимова, под покровительством которых «работают» тысячи проституток. «Кырк Чоро» как в Бишкеке, так и в регионах (а публичные дома и сауны есть в Оше, Джалал-Абаде, Караколе) сознательно не врываются в эти бордели, зная, что за ними стоят чиновники или просто бизнесмены под прикрытием ОПГ.

    Вчера на пресс-конференции в Бишкеке, представитель общественного объединения признался в том, что в их действиях «присутствует элемент национализма, но только в контексте сохранения национальной культуры, самоидентификации и этногенетических особенностей кыргызов», обвинив во всех бедах предприимчивых уйгуров. Вам это ничего не напоминает? Именно начав с антисемитских речей и выступлений в июле 1919 года, бывший солдат кайзеровский Германии Адольф Гитлер завоевал популярность масс, заявив потом о немецкой самоидентификации и высоте немецких этногенетических особенностей.

    Поделитесь новостью