Публикация статьи о групповом изнасиловании, совершенном членами американского студенческого братства, вызвала общенациональную дискуссию о том, имеют ли эти организации право на существование. Сторонники их запрета утверждают, что члены братств регулярно совершают преступления, а традиции таких сообществ жестоки и унизительны. В свою очередь, апологеты братств напоминают, что студенческие организации играют важную роль в процессе социализации учащихся колледжей, и к тому же почти половина президентов США были членами таких союзов. «Лента.ру» постаралась разобраться в этом конфликте и понять, чего в братствах больше — хорошего или плохого.
Наделавшая шуму статья была опубликована в ноябрьском номере журнала Rolling Stone. Речь в ней шла о том, как несколько членов братства Phi Kappa Psi («Фи Каппа Пси») во время вечеринки на территории кампуса Университета Вирджинии надругались над девушкой. Хотя впоследствии было доказано, что никакого изнасилования на самом деле не было, общественное внимание сфокусировалось на проблеме нравов, царящих в среде студенческих братств. Эти организации корнями уходят в последние десятилетия XVIII века и в настоящее время считаются неотъемлемой частью жизни колледжей. В структуре высшего образования США университетские власти формально стоят над студенческими сообществами и могут разрешать или запрещать их деятельность. Однако степень автономности братств очень высока, а руководство учебных заведений предпочитает с ними сотрудничать, а не бороться.
В чем сила, брат?
«Это может звучать смешно, но у вас нет выбора, кроме как развивать социальные навыки, если вступаете в братство. Там вы встретите сотни людей. Такой опыт дает вам преимущество в дальнейшей жизни. В братстве вы очень быстро научитесь запоминать чужие имена и преодолевать чувство неловкости, возникающее в первые 20 минут знакомства».
«Я не в братстве, но мне действительно жаль, что я в нем не состою. Я боролся за это каждый семестр… Что меня привлекает? То, что я хочу быть похожим на этих ребят. Например, один парень имеет очень высокие баллы (а у нас очень тяжело учиться), состоит в студенческом правительстве университета и одновременно является президентом своего братства… Я завидую вам, ребята».
Это комментарии из дискуссии о братствах с популярного форума Reddit, на котором зарегистрированы 174 миллиона пользователей. И это далеко не единственный ресурс, где с жаром обсуждают плюсы и минусы членства в студенческих объединениях, чьи названия состоят из букв греческого алфавита (из-за этого их и называют «греческими обществами» или «греческими домами»).
Секрет притягательности братств в том, что они представляют собой механизм отбора лучших из лучших. В США любая дискуссия на эту тему неизбежно затрагивает проблему воспитания будущих лидеров нации. В студенческих братствах состояли 18 из 44 президентов США. Как и многие известные политики, общественные деятели, бизнесмены, спортсмены, актеры, журналисты. Для девяти миллионов американских студентов, принадлежащих различным студенческим организациям, братства — не просто возможность «хорошо провести время». Это проверенный столетиями способ достичь успеха в жизни.
О том же говорит недавнее исследование Gallup, показавшее, что выпускники университетов, состоявшие в братствах, ощущают себя в целом более счастливыми, чем те, кто в таких организациях не состоял. Выпускники оценивали уровень собственной удовлетворенности жизнью по пяти показателям: целеустремленность, физическое состояние, финансовое благополучие, социальные навыки и умение выбирать окружение (community). Кроме того, «братья» и «сестры» чаще испытывают удовлетворение от своей работы и устанавливают более прочные отношения с окружающими.
Обратная сторона Луны
У американской радиоведущей Дайан Рем (Diane Rehm) скрипучий голос и неторопливая речь. В свои 78 лет она по-прежнему ведет авторские передачи, приглашая оппонентов к обсуждению острых политических вопросов.
«Я бы охарактеризовал мое братство скорее, как банду. Банду с деньгами, с большими деньгами», — говорит в эфире ее шоу радиослушатель из Техаса, состоявший в студенческом братстве «Пи Каппа Альфа».
Аналогичного мнения придерживались и другие участники радиошоу. Например, Эндрю Лозе, бывший студент престижного Университета Дартмута, прославившийся после публикации скандальной книги «Исповедь парня из Лиги плюща» («Лига плюща» — семь самых престижных заведений, среди которых Дартмут, Принстон, Гарвард и Йельский университет). Он описал методы «прописки» в братстве: принуждение к выпивке, «крещение» в детском надувном бассейне, наполненном отходами жизнедеятельности, ритуализированная рвота на неофитов и прочее в том же духе.
Компанию Лозе составляет журналист Кейтлин Фанаган. Ее перу принадлежит многостраничное расследование с угрожающим названием «Темная сила братств» — результат ее годовой работы по отслеживанию статистики происшествий в американских университетах: падений из окон, травм и смертей, сообщений о случаях унижений, покушений на изнасилования и так далее.
Были среди приглашенных в эфир и защитники братств. Например, Питер Шмитхислер, президент Северо-американской братской Конференции, объединяющей ряд американских и канадских студенческих сообществ. Все верно — у «греческих сообществ» есть собственные международные и локальные объединения. Они отнюдь не беззащитны и представляют собой мощную силу, способную отстаивать свои интересы как на уровне отдельных университетов, так и на уровне национальных лиг. Инструменты для этого используются вполне «взрослые» — собственные лоббистские и финансовые структуры. Так, например, столкнувшись с тем, что родители пострадавших во время обучения студентов предпочитают судиться не с университетами, а с отдельными братствами (проще, быстрее и потому дешевле), четыре «греческих общества» объединили капиталы и создали в начале 1990-х собственный страховой фонд (Fraternity Risk Management Trust), из которого теперь покрывают выплаты по судебным искам. Сегодня в этой организации состоят 33 братства.
Кроме того, братства часто владеют собственностью на территории университетов — корпусами общежитий, доступ в которые ограничен не только для членов других сообществ, но и для университетских властей.
«Греческие общества» серьезно влияют на социальную жизнь колледжей. Едва ли не главную роль здесь играет то, что на вечеринках братств всегда много алкоголя. Между тем в женских студенческих организациях (сестринствах) спиртное под запретом. Такова политика всех 26 женских клубов Национальной Всегреческой конференции. Данная мера, как считают советники этих организаций, позволяет поддерживать спокойную атмосферу в домах сестринств и снизить уровень выплат по обязательному страхованию их недвижимости. (Для женских сообществ размер страховых взносов варьируется от 25 до 50 долларов, тогда как выплаты по страховке для членов мужских братств составляют порядка 160 долларов в год.) Однако у этой политики есть и побочный эффект: за алкоголем и развлечениями студентки отправляются в общежития братств. И, как показывает практика, далеко не всегда это для них хорошо заканчивается.