Присоединение к новой миссии НАТО в Афганистане положительно отразится не только на автоперевозчиках, но и экономике страны в целом. Об этом K-News сообщил председатель Ассоциации перевозчиков Кыргызстана Темирбек Шабданалиев.
Накануне глава МИД Эрлан Абдылдаев на заседании комитета ЖК по международным делам заявил, что Североатлантический альянс поставил перед Кыргызстаном вопрос о продлении Соглашения по транзиту грузов для Международных сил содействия безопасности (МССБ) с учетом изменения формата операции в Афганистане.
Сотрудничество подразумевает участие Кыргызстана в транзите железнодорожных и автомобильных грузов для войск НАТО в Афганистане.
По мнению председателя Ассоциации перевозчиков страны Темирбека Шабданалиева, решение о возобновлении автоперевозок грузов для войск НАТО в Афганистане обеспечит работой до 3 тыс. водителей, а также возобновит развитие инфраструктуры и торговли на протяжении всего транспортного коридора Кыргызстан — Афганистан (Бишкек — Ош — Карамык- Душанбе – Шерхан — Бандар).
«Я говорю, что это положительно отразится на экономике страны в целом, потому что перевозка грузов задействует большое количество людей. Для начала отгрузка и погрузка груза, затем на протяжении всего пути водители останавливаются в гостиницах, питаются в придорожных столовых и кафе. Все это стимулирует инфраструктуру и торговлю», — пояснил он.
Темирбек Шабданалиев рассказал, что после закрытия Центра транзитных перевозок (ЦТП) в международном аэропорту «Манас» около 3 тыс. грузоперевозчиков из Бишкека, а также Ошской, Таласской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской областей лишились работы, а их семьи заработка.
«Предложение НАТО говорит о том, что сотрудничество с Узбекистаном (прим. ред. – после вывода ЦТП перевозка грузов для войск НАТО в Афганистан начала осуществляться через территорию Узбекистана) в части грузоперевозок не совсем устраивает Североатлантический альянс. Перевозить грузы через Кыргызстан гораздо легче, чем через Узбекистан, поскольку на протяжении всего транспортного коридора, благодаря неоднократным обращениям к властям и мирным акциям протеста, нам удалось изжить коррупцию. В Узбекистане напротив уровень коррупции остается довольно высоким, кроме того, царит чиновничий произвол и бюрократия», — сказал Темирбек Шабданалиев.
Председатель Ассоциации перевозчиков напомнил, что до вывода ЦТП с территории Кыргызстана 60 % грузов для войск НАТО в Афганистане, в частности стройматериалы и продукты питания из Европы и Турции, поступали по железной дороге до Кыргызстана, а затем около 3 тыс. автоперевозчиков перевозили его в Афганистан, осуществляя при этом еженедельно до 300-400 рейсов в Афганистан и обратно.
«Благодаря хорошему заработку, водители смогли обновить свой автопарк, пересесть с КАМАЗов на более вместительные, комфортабельные грузовики европейского производства. Кроме того, после пересмотра политики Центрального командования США, они начали закупать продукцию у стран Центральной Азии, в том числе и у Кыргызстана, тем самым стимулируя производителей страны», — заключил он.
Американский Центр транзитных перевозок (ЦТП) «Манас» завершил свою работу летом 2014 года. С 2001 года самолетами-топливозаправщиками КС-135 было совершено 33 тыс. дозаправок, израсходован один млрд литров закупленного на местном рынке топлива, которым было заправлено 136 тыс. бортов Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force; ISAF) участвовавших в военной операции в Афганистане.
Через «Манас» в Афганистан и обратно было переброшено 5,3 млн военного персонала – 98 % всех военнослужащих ISAF. Совершено 42 тыс. миссий по переброске различных грузов общим весом в 1,4 млн фунтов.