Запрет трудоустройства в органы прокуратуры лицам, не прошедшим военную службу или подготовку, не противоречит Конституции

Автор -
742

    Запрет трудоустройства в органы прокуратуры лицам, не прошедшим военную службу или либо военную подготовку по программе офицеров запаса или альтернативную службу по основаниям, вытекающим из семейного положения, не противоречит Конституции. Такое решение приняла Конституционная палата.

    Так, с ходатайством обратился гражданин Сарбагишев Д. А. , которого призывная комиссия в 2009 году признала  негодным к прохождению военной службы согласно диагнозу «миопия средней степени».

    В 2010 году заявитель перенес операцию , зрение было восстановлено, а в 2012 году он вновь прошел призывную комиссию, где его признали годным к альтернативной службе по состоянию здоровья. В 2013 году законом «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты КР» часть 3 статьи 45 Закона «О прокуратуре КР» дополнена оспариваемым 8 пунктом.

    По мнению заявителя, поскольку он прошел альтернативную службу не по основаниям, вытекающим из семейного положения, а по состоянию здоровья, он не может участвовать в конкурсе для приема на работу в органы и учреждения прокуратуры.

    В Конституционной палате пояснила, что конституционный принцип равенства и не дискриминации в сфере государственной службы гарантирует гражданам равные права и равные возможности при поступлении на государственную службу, продвижении в должности в порядке, предусмотренном законом. Однако это не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана предоставить ему запрашиваемую должность.

    Служба в органах прокуратуры является специальным видом госслужбы, обусловленной особой процедурой поступления, прохождения и прекращения такой службы, связанной с осуществлением возложенных на нее функций и задач, и не идентична госслужбе, имеющей место в иных ведомствах.

    С учетом специфики службы в органах прокуратуры, законодатель вправе устанавливать особые требования к лицам, претендующим на должности прокурорских работников. Однако законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно значимыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

    В этой связи законодатель отнес к обстоятельствам, при наличии которых гражданин не может быть принят на службу в органы прокуратуры, если он не проходил военную службу либо военную подготовку по программе офицеров запаса или альтернативную службу по основаниям, вытекающим из семейного положения.

    Приведенное нормативное регулирование направлено на недопущение к службе в органах и учреждениях прокуратуры лиц, не исполнивших возложенную на них Конституцией обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы, военной подготовки по программе офицеров запаса, альтернативной службы и тем самым, не проявивших соответствующих морально-нравственных качеств, которыми должны обладать прокурорские работники.

    Оспариваемые нормы закона «О прокуратуре КР», предусматривающие запрет на прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры по основаниям, вытекающим из семейного положения, исключает доступ к такой службе лиц, прошедших альтернативную службу по состоянию здоровья.

    Из требований части 2 статьи 45 закона «О прокуратуре КР» пригодность по состоянию здоровья претендента к службе в органах и учреждениях прокуратуры определяется на момент поступления на службу. В связи с чем, причины, послужившие основанием для прохождения альтернативной службы по состоянию здоровья, учитывая, что оно может изменяться, не должны рассматриваться как обстоятельство препятствующее службе в органах и учреждениях прокуратуры при наличии положительного медицинского заключения.

    В связи с этим, законодателю необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в соответствующее законодательство, вытекающие из правовых позиций, изложенных в настоящем решении.

    По данному делу имеются особые мнения судей Конституционной палаты.

    Поделитесь новостью