Несколько дней назад, рассуждая о возможных причинах убийства Бориса Немцова Yтро, изложило собственную версию, поддерживаемую некоторыми экспертами и отвергаемую большинством представителей оппозиции. Судя по событиям вчерашнего дня, высказанные в ней предположения, получают косвенные и не только подтверждения.
Напомним, что по этой версии, за убийством Немцова могли стоять представители части высшей российской элиты, понесшей и продолжающей нести потери от проводимой президентом политики. Война на Украине, присоединение Крыма, санкции и ухудшение отношений с Западом для многих уже обернулись миллиардными потерями и разрушением прежнего уклада жизни. Очевидно, что при сохранении Путиным своей нынешней политики (а менять ее он не собирается), их проблемы будут только усугубляться. Эти люди понимают, что решение их вопроса возможно только в условиях смены действующего руководства страны и прихода к власти новых руководителей.
Учитывая высокую популярность Владимира Путина, решить задачу посредством «дворцового переворота» крайне затруднительно. Сделать это можно только раскачав общество, посредством протестов, провоцируя то, что в последнее время модно называть «цветными революциями». Убийство видного оппозиционера, в этом случае, может стать реальным шагом к активизации протестной деятельности. Более того, такое убийство может оказаться не единственным.
События, происходившие после смерти Бориса Немцова, свидетельствуют о том, что именно так оно и было воспринято президентом и его окружением. Так, в глаза бросается сдержанный и даже уважительный тон центральных каналов в отношении всего, что связано со смертью политика. Анализируя различные источники, можно сделать вывод, что расследование по данному преступлению ведется, и задача найти исполнителей и заказчиков преступления действительно стоит. Вне зависимости от того, будут ли впоследствии их настоящие имена донесены до российского общества или нет.
При этом, главная цель всей этой активности вряд ли ограничивается одним лишь желанием найти убийц Бориса Немцова. Основная задача – пресечь в зародыше любые попытки реализации сценария смены политического курса и действующей власти, посредством раскручивания народных протестов.
Справедливость этой версии подтвердил вчера сам Владимир Путин, выступивший на коллегии МВД России с эмоциональной речью о том, что некие экстремисты ставят цель спровоцировать гражданские конфликты в России и используют для этого «цветные» технологии. «Действия экстремистов становятся все более изощренными. Сталкиваемся мы и с попытками использовать так называемые «цветные» технологии — от организации незаконных уличных акций до открытой пропаганды вражды и ненависти в социальных сетях», – заявил президент. По его словам, необходимо незамедлительно реагировать на сообщения об акциях экстремистов и проводить профилактическую работу, особенно с молодежью.
На удивление, в этот же день «Коммерсант» сообщил о том, что научный совет при Совете безопасности России вскоре должен представить властям рецепт противодействия «цветным революциям». Поверить, что все эти события являются совпадением довольно трудно.
В состав научного совета входят профессор МГУ, в прошлом сотрудник спецслужб Андрей Манойло, академик Валерий Тишков, директор Института Европы РАН Алексей Громыко. По его словам, «любая «цветная революция» маскируется под стихийные проявления воли народа, но это действия, запланированные извне в строгой последовательности. Бороться с этим можно, лишь нарушив технологическую цепочку». Практически нет сомнений в том, что убийство Немцова рассматривается членами научного совета, как одно из звеньев этой цепочки.
По мнению Манойло, необходима комплексная работа, которая включает в себя пресечение спецслужбами сетевых форм протестной активности и препятствующая формированию в обществе революционно-романтического стереотипа, благодаря которому к акциям протеста привлекается большое количество случайных людей.
Таким образом, в сухом остатке можно видеть реальную обеспокоенность представителей высшей власти, связанную с возможностью активизации протестной деятельности. Надо признать, что это может вызывать некоторое удивление потому, что по целому ряду социальных замеров, протестная активность сегодня сильно уступает той, что имела место во времена «Болотной» и Сахарова.
С другой стороны, Кремль может располагать какой-то своей информацией и аналитическими исследованиями, недоступными для широкого круга. Вполне возможно, она касается недовольств в рядах высшей элиты, представители которой обладают огромными возможностями и ресурсами. Если следовать логике президента и членов «научного совета», этих возможностей, помноженных на ухудшение жизни населения из-за кризиса, на фоне провокации (как убийство Немцова), может хватить для начала развития некого «цветного» сценария.
Подобная перестраховка напоминает дутье на воду, так как на первый взгляд, нынешнее российское общество не склонно к протестам, а тем более «цветным революциям». Однако не стоит забывать, что страна находится в состоянии глубокого экономического кризиса, воздействие которого на создание населения предугадать невозможно. И российский президент, похоже, это хорошо понимает.