По мнению ряда российских политологов, громкое убийство оппозиционного политика Бориса Немцова – это попытка внешних сил применить «майдановские технологии» в РФ. Кыргызстанские политические эксперты поделились своей точкой зрения, возможно ли использовать технологию, примененную в убийстве оппозиционера, в КР.
Игорь Шестаков:
Я считаю, это политическая провокация в отношении властей России, прежде всего в отношении Владимира Путина. Это попытка дискредитировать власть в момент переговоров по урегулированию ситуации на Украине. Эта версия имеет под собой место быть. Те радикальные силы в России и на Украине, которые не хотят мира, могли быть в числе вероятных заказчиков убийства. Место преступления выбрано не случайно, это 100 метров от Кремлевской стены.
Задача российских властей — раскрыть преступление, так как оно имело резонанс не только в самой России, но и в мире. Задача правоохранительных органов – в максимально сжатые сроки раскрыть преступление и назвать имена убийц. Я бы хотел отметить, что фигура Немцова была выбрана не случайно. Во-первых, он достаточно вменяемый политик, который как оппонент действующей власти действовал в правовом поле. Во-вторых, он достаточно известный политик с учетом того, что занимал высокие государственные посты, и поэтому его фигура из представителей оппозиция одна из ярких и значимых.
Уровня Бориса Немцова в Кыргызстане политика нет. Наша оппозиция в большей степени радикальная, предпочитает действовать не в правовом поле, а зачастую пытаясь обратить на себя внимание путем бесконечных митингов и перекрытия дорог. В этом вопросе нужно обратить внимание, что убийство Немцова – это политическая провокация. Если кто-то захочет раскачать общественно-политическую ситуацию в Кыргызстане, то подобные провокации со стороны внешних сил не исключены. Но мы можем вспомнить убийство Медета Садыркулова. Задача действующих властей страны подобных вещей не допускать.
Марс Сариев:
Это операция «сакральная жертва». Трудно сказать, может ли повториться в Кыргызстане аналогичный случай. Все зависит от того, как будет раскручиваться ситуация в России. Если выяснится, что это операция со стороны внешних игроков, желающих дискредитировать Путина, то станет намного яснее, но думаю, подобных событий как в России не будет. У нас нет ярких фигур оппозиции. Равшан Жеенбеков, Омурбек Абдрахманов создают имидж того, что у нас сесть оппозиция, но они не могут повести за собой народ.
В нашей ситуации, скорее всего, может произойти попытка внутреннего переворота внутри элит, раскол на север-юг. Разжигание межнациональной розни, религиозный фактор также может быть подключен.
Токтогул Какчекеев:
Западные борцы за либеральную экономику, внутренние олигархические борцы вышли против Путина в открытую. Раньше все шло через какие-то политические институты, через акции о давлении на права человека. Сегодня встал вопрос: не будет Путина, будет 24 самостоятельных государства. Президент страны стал камнем преткновения борьбы за демократию в России.
Ситуация с возможной провокацией российской власти может повториться в Кыргызстане. Буквально 2 недели назад НОД (национальное оппозиционное движение) заявило о намерении выйти на весенний митинг с лозунгом «Атамбаев кетсин». Оно уже работает и дальше будет усиляться с подачи американской стороны. В США ездила группа людей, желающих прийти к власти путем ее захвата, при этом утверждая, что и действующая власть тоже так поступила в свое время. Я думаю, это единственный путь, которым сегодня вооружены и оппозиция, и люди, желающие просто прийти к власти. Хотя у нас есть совершенные законы, и через выборный процесс можно прийти к власти.
Жаль человека, зря убили. Хотели создать «систему Сараево», когда был убит эрцгерцог и началась Первая Мировая война. Но Немцов не может быть эрцгерцогом России, чтобы за него сломя голову пошли миллионы людей.