Представителей позднего поколения Х в детстве, а потом уже в юношестве часто спрашивали – мусульмане ли они. То ли потому, что кыргызы по праву рождения принадлежат к данной религиозной конфессии, то ли просто, потому что не хотели выделяться, но, не задумываясь, большинство просто отвечало утвердительно. Так и живем до сих пор! Однако большинство из нас не выполняет положенных мусульманину религиозных обрядов, не знает толком слов молитвы и ни разу не изучали Коран, пусть даже на доступном нам кыргызском и русском языках.
Спустя годы, незаметно для постсоветского атеистического общества, ислам начал проникать в сознание людей. В городе появились студенты в хиджабах, водители маршруток отрастили бороды, облачившись в арабские одеяния, очень популярной стала продукция стандарта «Халал». В Кыргызстане научились хорошо зарабатывать на мусульманских товарах, на организации хаджа в Мекку, а банки стали активно продвигать принцип исламского кредитования. Социум принял ислам.
В то же время, наряду с вовлечением населения в чистый, свободный от всякого рода радикальных идей ислам, Кыргызстан заполонили сектанты или адепты ислама экстремистской направленности, представители которых ассоциируются с международным терроризмом. Восхваление Бога «Аллаху Акбар» по ощущениям даже молодого поколения воспринимается уже как нечто агрессивное. В воображении представляется человек в маске, который ножом перерезает горло своей жертве.
Дошло до того, что в Таласе сын обвинил мать в неверии по причине того, что она не отпустила супруга на пятничную молитву. В Кировском районе того же Таласа молодые люди, не зная азов Корана, затеяли спор, который дошел до поножовщины. Несколько сот кыргызстанцев воюют на стороне террористов в Сирии.
Эксперты констатируют: религиозный экстремизм и международный терроризм стали одними из наиболее опасных вызовов современной цивилизации. По декларативным заявлениям властей, непримиримая борьба с этими явлениями становится одной из приоритетных в политике стран нашего региона.
Обсудить возможность противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Бишкеке вчера впервые собрались знатоки Корана, видные богословы и эксперты со всех стран Центральной Азии в рамках Форума улемов. Съезд улемов состоялся по инициативе независимого аналитического центра «Религия, право и политика» и международной неправительственной организации «Поиск общих интересов».
Дискредитация ислама
По мнению собравшихся в Бишкеке богословов, вопрос противодействия идеологии экстремизма особенно актуализируется в свете происходящих событий в Ираке и Сирии, где в рядах боевиков отмечаются выходцы из нашего региона. Большая часть нашей молодежи становится уязвимой мишенью для международного терроризма.
Представитель Комитета по делам религии Узбекистана Муххамад Бабур Юлдашев, отмечает, что ряд авторитетных международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ и ЕС признают, что регион пока стабилен. При этом эксперт отмечает, что экстремизм со своими многообразными формами стал распространенным явлением в регионе и приобретает все более угрожающие масштабы.
«Сегодня нет ни одного государства в мире, которое не столкнулось с этой глобальной проблемой. Анализ событий, происходящих в регионе, свидетельствует об усилении активности экстремистских и террористических организаций, которые используют лозунги джихада и разжигания межрелигиозной вражды для достижения своих политических целей. Так, сегодня истинные ценности ислама дискредитируются экстремистскими группировками, провозглашающими создание исламского государства на территории ЦА. Экстремистские силы активно используют идеологический инструментарий для воздействия на умы прихожан мечетей, особенно на молодое поколение. Акцент делается исключительно на агрессивную природу ислама и его протестный потенциал. При этом игнорируются вековые духовные и культурные ценности религии», — отметил Юлдашев.
Теолог ОЮЛ «Ассоциация центров исследования религий» Казахстана Рустам Садуев отмечает, что провокаторами дискредитации ислама являются радикалы, причисляющие себя к мусульманам.
«Религиозный экстремизм – самый опасный, так как влияет на сознание людей путем воздействия на самое трепетное чувство – веру. С одной стороны, фальсификация религиозных доктрин, их неверная интерпретация радикалами ведет к агрессии по отношению к представителям иных конфессий. С другой стороны — появляется встречная агрессия», — считает он.
Угроза мусульманству — невежество
«Самая большая угроза для мусульман – это невежество», — считает глава аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. В Кыргызстане уже появилась молодежь, которая свободно интерпретирует суры из Корана.
Заведующий отделом по работе с молодежью и различными направлениями при Духовном управлении мусульман КР Данияр Мурадилов подчеркивает, что религиозный экстремизм основывается на религиозном фанатизме, который исходит из ограниченности качественного религиозного образования. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции религиозного сознания молодежи.
«Странам региона необходимо выработать собственную конкретную политику в правовой, образовательной и информационно-просветительской сферах. Это даст возможность проведения глубокой профилактики подверженности религиозного экстремизма, устранения негативных представлений об исламе. Считаю, что первым делом необходимо модернизировать подход к религиозному образованию, которое во всех страна Центральной Азии пребывает в плачевном состоянии», — сказал Мурадилов.
Рустам Сайдуев также отмечает, что основная аудитория, которая подвергается влиянию радикально-религиозных идей, – это сегодняшняя молодежь.
«Главная причина данного явления – это длительное отсутствие образовательных курсов в области религиоведения. Тем самым, мы имеем сегодня поколение, не знающее в большинстве своем ценностей не только иных, но даже своей религии. И если эти молодые люди задаются каким-то вопросом в области религии, они, конечно же, ищут ответы в интернете, посредством сомнительной литературы и зачастую оказываются легкой наживой для радикалов, преподносящих свою правду, спрятанную под лозунгами патриотизма и веры», — заключил Сайдуев.
Политическая карта в возникновении радикализма
По мнению Кадыра Маликова, весь мир переживает глубокий духовный кризис. На геополитической карте мира идет перестройка.
«После распада СССР мир в одночасье стал однополярным. США и страны НАТО взяли определенную «ответственность» за построение международной глобальной системы отношений. То есть США стал лидером, что привело к сегодняшней ситуации. Последние 20 лет мы через появление новых геополитических игроков наблюдаем за процессом перехода от однополярности к многополярности. На Ближнем Востоке и в странах Персидского залива мы отмечаем появление двух таких игроков – Саудовская Аравия и Иран. С другой стороны — Россия, Китай. Такие страны как мы стали заложниками этого процесса перехода» — сказал Маликов.
Профессор отмечает, что большие страны с имперскими амбициями, прикрываясь исламской картой, дестабилизируют ситуацию в тех или иных странах
«Весь исламский мир в огне. Это война в Сирии, Ираке, Афганистане, Ливане, странах Африки. Мусульманству грозит страшнейшая угроза, которой не было в истории ислама. Средства массовой информации чаще по незнанию формируют картину и образ ислама в искаженном формате. Религия показывается ущербной, религия угрозы, невежества и опасности. За всем этим стоят группы третьих стран. Исламский мир переживает кризис мышления. Все это выражается в войнах, проявлении насилия, противопоставления одних идей к другим. Пропагандируется нетерпимость к иному мазхабу, светские ценности противостоят исламским ценностям и наоборот. Это война мусульман против мусульман. В Центральной Азии первым вызовом такой войны стал национальный фактор», — отметил Кадыр Маликов.
По мнению Маликова, духовенство региона нуждается в переосмыслении и обновлении подачи исламских ценностей.
«Мы беззащитны и не можем собрать представителей одного региона, одного течения, одной культуры, для того чтобы выработать общий принцип перед угрозами, стоящими перед республиками. Межэтнические события на юге в 2010 году свидетельствуют о том, что существует третий фактор, силы, которые и дальше будут влиять на политическую жизнь стран. Данные силы будут использовать два инструмента – межэтнический и религиозный фактор, а также противопоставление ислама светскому государству. Наше оружие – это мысль и правильная информация. Каждое слово в СМИ – имеет эффект силы. Нам необходимо сплочение и солидарность», — добавил Маликов.
В заключение Кадры Маликов отметил, что в рамках форума стартовал процесс
формирования единой площадки исламских улемов Центральной Азии. Представители духовенства и официальные органы стран Центральной Азии поддержали резолюцию Форума исламских улемов.
Резолюция Форума исламских улeмов Центральной Азии
Бишкек, Кыргызстан 2015
1. Участники Форума обращаются к духовным управлениям мусульман республик Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана и другим исламским организациям с призывом к созданию постоянно действующей площадки для совместной работы ученых-улемов, мыслителей, исламских деятелей, духовных лидеров в странах региона.
2. Центральная Азия исторически является центром исламской цивилизации, называемый «Мавараннахр», который подарил всему миру великих имамов Бухари, Термизи, Сарахси, ученых-улемов таких как, Фаргани, Маргелани, Оши, мыслителей как Ибн Сина, Бируни, Фараби, Кашгари, Баласагуни и другиx.
3. Укрепление единства исламских ученых стран Центральной Азии в современных условиях является ответом экстремизму, раздробленности мусульманской общины региона.
4. Ситуация в некоторых странах исламского мира (Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан) является угрозой исламской цивилизации, мирному сосуществованию мусульман как внутри уммы, так и с представителями других религий.
5. Мы осуждаем искаженное толкование норм ислама со стороны последователей такфиритских, джихадистских идеологий и других деструктивных течений, которые приводят к внутри-конфессиональным столкновениям.
6. Духовенство и ученые-улемы нуждаются в новых системных, скординированных и интеллектуальных подходах.
7. Мы признаем важность осуждения и неприятия идеологии радикализма и террора, экстремизма в любой форме как инструмента политики. Недопущение перетекания очагов военно-политической напряженности и террористической активности из Афганистана и других стран (Сирия, Ирак, Ливия) на территорию стран ЦА и выезд граждан в зоны конфликта.
8. Мы призываем исламских интеллектуалов, политических деятелей и научных сообществ к укреплению доверия между государственной властью, гражданским обществом и религиозными организациями, исходя из национальной специфики обществ в отдельно каждой из стран ЦА. Так же к привлечению духовного потенциала и обеспечения межнационального согласия, укреплению национальных государств и традиционных обществ, духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
9. Наш Форум представляет собой объединение усилий мусульманских ученых и других общественных деятелей в регионе по противодействию радикализации общества и распространению идей терроризма, сохранения мира и стабильности в регионе. Основой для последующего объединения сил духовных лидеров, общественных деятелей, ученых-улемов — призыв к «ислаху» (реформе) на основе умеренности и укреплению универсальных духовных ценностей в странах Центральной Азии.