В МВД объяснили, почему Мелис Турганбаев высказал недоверие результатам тендера проекта «Безопасный город»

Автор -
468

    На пресс-конференции главы МВД Мелиса Турганбаева были высказаны определенные опасения по проведенному тендеру проекта государственно-частного партнерства «Безопасный город», что стало бурно обсуждаться в информационном пространстве. Однако, некоторые высказывания и публикации очевидно были эмоциональными, что, в принципе понятно. В этой связи Министерство намерено дать некоторые разъяснения по данному поводу. Говорится в заявлении МВД.

    На первом этапе, предварительного отбора 10 октября 2014 годавсего тендерных заявок подали 8 компаний: ОсОО «Dessa International» S.R.L., ОсОО «Ист Ричс Техноло Девелопмент», «Shenzhen Topform Computer Tehnology Co. Ltd», «Huawei TechnologiesCo. LTD», ОсОО «Ozone Iletişim Teknolojileri», ОсОО «Дельта Профи», ОсОО «Стилсофт Бишкек», Компания «AnteoWorldwide».

    По результатам первого этапа только 3 претендента («Shenzhen Topform Computer Tehnology Co. Ltd», ОсОО «Dessa International» S.R.L., ОсОО «Ozone Iletişim Teknolojileri») отвечали 7 критериям, утвержденным распоряжением правительства, остальные 5 претендентов (ОсОО «Ист Ричс Техноло Девелопмент», «Huawei TechnologiesCo. LTD», ОсОО «Дельта Профи», ОсОО «Стилсофт Бишкек», компания «AnteoWorldwide») не соответствовали всем критериям.

    В частности ОсОО «Стилсофт Бишкек» не соответствовало основному критерию №4 – «Частный партнер должен иметь опыт реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства в области мониторинга дорожного движения и обязан представить копию соответствующего контракта (договора), заверенную надлежащим образом, уполномоченным государственным органом государства, в котором указанный проект был реализован».

    Однако данная компания была допущена ко второму этапу тендера, данный факт может трактоваться как нарушение порядка проведения тендера и соответственно повлечь уголовную ответственность в соответствии со статьей 189 (Нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров) Уголовного кодекса. Таким образом, были допущены следующие нарушения:

    — не соблюдены требования о соответствии тендерных заявок 7 основным критериям для допуска к участию в тендере в соответствии с распоряжением правительства от 29 августа 2014 года.

    — не соблюдены требования правил проведения тендера к проекту ГЧП «Безопасный город» утвержденные приказом МВД от 8 сентября 2014 года.

    — не соблюдены требования к 7 основным критериям для допуска к участию в тендере;

    — нарушен пункт 23 правил проведения тендера, согласно которому тендерная комиссия вправе в установленном порядке изменить правила проведения тендера и (или) тендерную документацию только в течение первой половины срока, установленного для сбора заявок на участие в тендере, то есть до 25.09.2014 года.

    3. «Порядок подготовки правил проведения тендера и тендерной документации по проектам государственно-частного партнерства в Кыргызской Республике» утвержденный постановлением правительства от 28 января 2013 года.

    — нарушен пункт 10 порядка подготовки, согласно которому, тендерная комиссия вправе изменить правила проведения тендера и (или) тендерную документацию только в течение первой половины срока, установленного для сбора заявок на участие в тендере, то есть до 25.09.2014 года.

    Необходимо отметить, что Министерство экономики — уполномоченный государственный орган в сфере государственно-частного партнерства, (письмо от 21.11.2014 года) указывало тендерной комиссии на эти нарушения «Также Министерство экономики считает, что основные критерии к частному партнеру, содержащие слова «обязан» и «должен» имеют обязательный характер. Участники тендера, не соответствующие хотя бы одному критерию, не должны проходить на следующий этап тендера. И только участники тендера, соответствующие всем основным критериям, вправе пройти на следующий этап тендера»

    На втором этапе второго этапа тендера (выбор победителя), созданной самой же тендерной комиссией экспертной группой, осуществлявшей оценку тендерных предложений от компаний-претендентов в соответствии с утвержденными правилами и требованиями/критериями, был проведен анализ, который был передан всем членам тендерной комиссии, которая должна была при выборе победителя тендера учесть его, как установлено правилами проведения тендера, утвержденными приказом МВД от 8 сентября 2014 года.

    В соответствии с пунктом 104: При оценке предложений участников тендера, тендерной комиссией отдельно оцениваются соответствие предложений к техническим заданиям к проекту «Безопасный город» и его составляющей части «Электронный КУП» с привлечением независимых экспертов и (или) специалистов, проводившим анализы (отчеты).

    В соответствии с пунктом 107: «При рассмотрении и оценке тендерных предложений тендерная комиссия учитывает мнение привлеченных независимых экспертов и (или) специалистов». 

    По итогам анализа тендерных предложений, участники тендера соответствовали позициям по показателям приемлемости и выгодности финансово-экономических предложений для государственного партнера и государства в целом.

    27 января 2015 года прошло заседание тендерной комиссии по проекту ГЧП «Безопасный город», в котором был определен победитель тендера, без принятия во внимание анализа экспертной группы на соответствие конкретным минимальным требованиям, установленным техническими заданиями, а также сравнительному финансово-экономическому анализу, без обоснования причин отклонения этого анализа, согласно которому с точки зрения финансово-экономических рисков ОсОО «Стилсофт Бишкек» (в последующем победитель тендера) определена как предлагающая сравнительно неприемлемые для государства условия, наряду с имевшимися другими более выгодными предложениями, при которых исключались бы финансовые риски со стороны государства.

    Поскольку в соответствии с законодательством министр внутренних дел, выступая руководителем государственного органа (государственного партнера) должен подписать соглашение по проекту «Безопасный город», его опасения очевидны и понятны, учитывая тот факт, что министр Мелис Турганбаев сам лично в период своей многолетней работы в милиции проводил работу по выявлению и пресечению фактов заключения контрактов в ущерб государственных интересов и нарушениям, допущенным в ходе проведения тендеров.

    Министерство внутренних дел, понимая серьезность и масштабность проекта «Безопасный город», а также необходимость обеспечения его стабильности и законности, считает, что он должен быть реализован исключительно на принципах верховенства закона и не должен нести в себе необоснованные финансовые риски как для государства в целом, так и для каждого отдельно взятого гражданина страны.

    В этой связи, Министерство внутренних дел призывает все заинтересованные стороны к рассудительности при решении такого масштабного проекта, терпимости друг к другу и решения данного вопроса в законодательном порядке.

    Более того, в своем выступлении министр внутренних дел Мелис Турганбаев высказал недоверие результатам тендера и не намеревался оскорбить лично отдельных членов тендерной комиссии, в числе которых были и депутаты Жогорку Кенеша. Министр допускает ту мысль, что многие члены тендерной комиссии могли быть введены в заблуждение отдельными из них. К примеру, Министерством выявлены факты укрытия от тендерной комиссии ряда важных официальных документов, которые негативно характеризуют отдельные компании, в том числе и компанию-победителя тендера.

    По имеющейся у МВД информации имеются еще ряд документов, которые Министерству не удалось еще получить от тендерной комиссии, которая свой отказ мотивирует пунктом 8 статьи 20 закона «О государственно-частном партнерстве в КР», где указано: «Все документы и информация, предоставляемые тендерной комиссии участниками тендера, являются конфиденциальными. Членам тендерной комиссии запрещается передача полученных документов (их копий) или информации третьим лицам, включая других частных партнеров-участников тендера, или использование данных документов (их копий) или информации в иных целях, чем оценка предложений, полученных в ходе проведения тендера ».

    Министерство внутренних дел смогло лишь изучить саму процедуру проведения тендера на соответствие законности, но не больше, и заинтересовано, чтобы процесс изучения по такому масштабному проекту проходил транспарентно, в том числе и перед обществом. В этой связи Министерство обратилось в вышестоящие инстанции и намерено обратиться в суд в соответствии со статьей 34 Закона КР «О государственно-частном партнерстве в КР».

    Поделитесь новостью