Ситуация на авторынке в России ухудшается не по дням, а по часам. На следующей неделе правительство собирается провести большое совещание по данному вопросу. Дмитрий Медведев уже подписал постановление о продлении программы утилизации автомобилей на 2015 год, о чем сам и рассказал, открывая заседание правительства. Передает Утро.ру.
По словам премьера, программа уже дважды доказала свою эффективность и поддержала продажи тех предприятий, которые собирают свои машины в России, поэтому есть смысл продолжать ее и в этом году. Обсуждается также и вопрос субсидирования покупки новых автомобилей, добавил он. Разрабатываются и другие программы. Остается надеяться, что все эти меры дадут хоть какой-то результат. Потому что предприятий, собирающих машины в России, уже становится меньше.
Надежды, надо признаться, довольно призрачны. На днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что текущая программа утилизации идет «не теми темпами, как мы предполагали». В торможении программы, конечно, в определенной степени повинен и общий спад спроса на рынке. Но и сама программа осуществляется уже не первый год, и очевидно, что число владельцев сильно подержанных автомобилей, которые могли и хотели с помощью программы поменять машину, за это время тоже заметно сократилось.
Различного рода субсидии тоже вряд ли заинтересуют большое количество граждан. Потребительские настроения сегодня заметно отличаются от предыдущего кризиса в негативную сторону: в обществе есть понимание того, что нынешние экономические трудности — это надолго, и даже с государственной поддержкой покупка автомобиля в таких условиях остается дорогостоящей тратой, которую можно отложить до лучших времен.
Между тем уход из России General Motors приведет к новым масштабным сокращениям в отрасли. Калининградский «Автотор» планирует законсервировать около половины своих мощностей после ухода General Motors из России, рассказал РБК председатель совета директоров российского автозавода Владимир Щербаков. До мая компания собирается уволить около 500 человек.
По словам Щербакова, сейчас ведутся переговоры с несколькими потенциальными партнерами, которые могут разместить на заводе контрактную сборку, но вряд ли соглашения будут подписаны в этом году. Если же ситуация на авторынке в ближайшие месяцы не изменится, «Автотору» придется уволить до половины сотрудников, сообщает издание. По данным официального сайта предприятия, на заводе работают около трех тысяч человек. Летом на рынок труда выйдет еще более тысячи бывших сотрудников завода GM под Санкт-Петербургом, который будет законсервирован до конца июня. Очевидно, не избежать сокращений и сотрудникам группы ГАЗ, где собирается Chevrolet Aveo.
Между тем министр промышленности и торговли Денис Мантуров пока не видит тенденций для ухода других автоконцернов с рынка России вслед за GM. По его словам, все зависит от того, как будет складываться рынок автомобилей до конца года. А в этом вопросе министр настроен довольно оптимистично и рассчитывает на рост рынка уже с 2016 года. Того же ожидают и в Минэкономразвития, озвучив свои надежды накануне. При повышении цен на нефть и смягчении санкций Запада уже в 2017 — 2018 гг. рынок и вовсе вернется к уровню 2013 г., полагают в министерстве. Ранее пресс-секретарь главы Минэкономразвития Елена Лашкина сообщила РИА Новости, что автоконцерны, помимо GM работающие в РФ в режиме промышленной сборки, не заявляли о намерениях уйти с российского рынка.