Глава представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Кыргызской Республике Мартин Негеле рассказал о перспективах развития государственно-частного партнерства и изменениях, произошедших в КР за последние 4 года.
Как Вы в целом оцениваете работу в контексте реализации совместных проектов?
В этой организации я работаю с января прошлого года. Я приехал сюда из Швейцарии 13 месяцев назад. Могу сказать, что за это время мы очень плодотворно работаем с правительством Кыргызской Республики и уже начали реализацию совместных проектов.
До этого у нас был ряд совместных консультативных программ, которые мы реализуем уже на протяжении последних 6-7 лет. В прошлом году мы успели добавить еще очень значительные и, как мне кажется, выгодные проекты для развития страны, которые отвечают требованиям и целям Национальной стратегии устойчивого развития государства.
Могу сказать, что я очень доволен тем, чего нам удалось достичь, и, конечно, если нам удастся реализовать то, что мы запланировали, то, я считаю, это будет большой шаг для страны в целом и для нашего сотрудничества в частности.
Какие изменения произошли в стране за последние 4 года?
Ситуация в Кыргызстане значительно изменилась и улучшилась. Это можно заметить почти на каждом шагу. Особенно активное развитие наблюдается в частном секторе. Повсеместно можно видеть новые магазины, новые рестораны. Я хочу отметить, что все больше и больше появляется инновативных стартапов, которые, я думаю, в будущем будут играть значительную роль в развитии страны.
Я вижу, что много бизнесменов, частных компаний не только развиваются в стране, но и экспонируют в Казахстан, в Россию и даже дальше. Это очень хорошее развитие. Я отмечаю стабильность и то, как видение правительства развивалось.
Могу сказать, что несколько лет назад много моих знакомых из Кыргызстана старались уехать из страны и очень часто без обратного билета. В последнее время я вижу больше и больше возвращающихся, которые теперь уже едут на родину без обратного билета. Я считаю, что это очень значительный показатель, который отражает доверие населения, доверие бизнесменов работе правительства. Это очень важный индикатор.
Конечно, еще есть над чем работать в этом направлении, но мы уже видим значительные шаги, которые закладывают базу для качественного развития сраны и ее экономического роста.
Вы затронули тему доверия населения. Недавно были объявлены результаты исследования, согласно которым уровень доверия населения к органам государственной власти возрос в пять раз. Как бы Вы могли это прокомментировать?
Я имею возможность встречаться с представителями населения, представителями разных органов, когда я путешествую по стране, и я вижу то же самое. Доверие – это фундамент экономического роста. Без доверия, то, что развивается, будет развиваться в тени, как это было в прошлом. Экономика росла и развивалась, но не там, где мы хотим ее видеть. Теперь мы видим, что больше и больше бизнесменов переходят в нетеневую экономику, и это будет иметь большое значение для развития страны в будущем. Я считаю, что это результат политической стабильности.
Даже когда мы видели изменения государства в прошлом году, это было рационально, без сплетен и скандалов, все было так, как это проходит в любой стабильной стране этого света. Полагаю, для бизнесменов и международных инвесторов это очень важный знак. И, как показывает исследование, население это тоже оценило.
Какие итоги прошедшего года Вы могли бы сейчас подвести?
Могу сказать, что изменения в государстве меня впечатлили. Ранее мы готовились к худшему, но все получилось не просто очень цивильно, но и особенно рационально. Я думаю, что это показатель развития демократии.
Во время работы могут быть разные мнения в структурах и органах власти, но между ними можно найти компромисс в цивилизованном русле, и это очень большой шаг. Я надеюсь, что это только первый шаг, который поможет нам всем в нынешнем году развиваться дальше. Очевидно, что единогласного мнения всегда не будет, но теперь мы знаем, как цивильно и на благо всех решить эти вопросы.
Экономический рост, к сожалению, в данный момент не совсем реализуется, но тем не менее я считаю, что фундамент экономического роста достаточно стабильный. Мы видим динамику в кругах частного сектора в Кыргызстане. В городе видно, насколько экономика работает, и теперь самое главное не изолировать страну, это было бы неправильным шагом. В краткосрочном плане, может быть, люди считают, что надо защищаться, надо закрывать двери, но это не есть верное решение, наоборот это может вредить развитию экономики. Долгосрочное будущее такой маленькой страны не может рассматриваться только на национальном рынке, необходимо выходить и на региональные рынки. И тут, оказывается, у нас есть возможности, которые мы в прошлом наверное не достаточно использовали.
Какие перспективы в сотрудничестве Вы могли бы обозначить?
Совместно с правительством и международными партнерами по развитию Международная финансовая корпорация (IFC) недавно проводила международный форум по государственно-частному партнерству. Я считаю, что именно ГЧП представляет очень хорошую возможность развивать совместные проекты. Государство делает свой вклад, и частный сектор делает свой вклад, во-первых, позволяет совместно реализовывать проекты, которые национальный бюджет не позволяет осуществить, а, во-вторых, дает возможность использовать самые лучшие практики на национальном, региональном и глобальном уровнях, чтобы улучшить качество общественных услуг. Существует целый ряд проектов, которые очень интересные, и, как отметил премьер-министр и другие участники нашего форума, у нас в Кыргызстане очень хорошее законодательство. Есть даже фонд по развитию проектов ГЧП, но пока мы ждем рождения первого настоящего такого проекта. Мы, как IFC, будучи членом группы Всемирного банка, активно занимаемся этими возможными проектами, работаем с различными министерствами. На сегодняшний день у нас динамично развивается проект в сфере здравоохранения, и мы надеемся, что в дальнейшем активно займемся реализацией проектов в сферах энергетики и инфраструктуры.
Наш совместный опыт реализации проектов в формате ГЧП показывает, насколько сотрудничество между государством и между партнерами по развитию, а также сотрудничество внутри самого государства решает будущее этих проектов. Как отмечалось на форуме, есть очень хороший фундамент, но, к сожалению, пока мы не видели создание настоящих, больших, значительных проектов ГЧП. Я считаю, что и мы, как международные партнеры, и государство должны улучшить наше сотрудничество. Как на местах обрабатываются такие большие и, откровенно говоря, тяжелые проекты. Это не просто купля-продажа. Проекты ГЧП требуют особенной слаженности в работе государственных партнеров и представителей частного сектора, по той причине, что зачастую они касаются разных министерств и госагентств. Между ними нужно обязательно найти компромисс. Также важно найти общий язык с бизнесменами, которые будут заниматься проектами ГЧП.
На Ваш взгляд, сегодня госорганы не совсем слаженно работают?
Это совсем новый опыт, раньше такой практики не было. Это другое качество проектов. Поэтому я подчеркнул, что это на самом деле очень сложные проекты, масштабные и долгосрочные, которые требуют от каждого партнера, которые участвуют в процессе реализации, не просто имеющихся проблем, а решение будущих проблем и вопросов. Поэтому мы говорим не о том, что госорганы неправильно работают, а о том, что в будущем требуется изменения подхода. Это непрямые инвестиции. Все проекты ГЧП, даже самые маленькие — это долгосрочное партнерство между государством и частными партнерами. Оно требует особые инструменты и особый долгосрочный подход, и мы в стране только начинаем привлекать этот опыт.
У Вас богатый опыт курирования Центральной Азии, в течение 13 лет Вы работаете в этой сфере. Как Вы оцениваете развитие демократии в Кыргызстане?
Надо смотреть на картину в целом. Иногда слышу, как люди жалуются на то, что некоторые страны в регионе развиваются лучше, что демократия в Кыргызстане далась не настолько, как другим. Но я считаю, что это не совсем правильно. Это опять же фактор краткосрочного видения. Демократия – это не вещь, которую купишь в супермаркете, это целый комплекс очень тяжелых вопросов, которые Кыргызстану как стране нужно решать.
Я только недавно переехал из Швейцарии Можно сказать, что Швейцария является одним из самых известных примеров демократии. Они трудились над этим несколько столетий, и чувствуется, что они инвестировали в это очень много времени. У Кыргызстана есть опыт менее 25 лет, и нельзя не отметить, что за этот небольшой срок страна сделала очень многое. Однако остается еще несколько шагов, которые необходимо сделать. Но, несмотря ни на что, я считаю, что за такой небольшой срок Кыргызстан уже значительно развился. В будущем, надеюсь, правительство совместно со всеми органами власти будет продолжать этот процесс. Я считаю, что Кыргызстан в будущем, уже довольно скоро получит положительные результаты этой работы по продвижению демократии и либеральной экономики.