Проходящие в Лозанне переговоры по иранской ядерной программе между шестью мировыми державами и Ираном не завершились к заранее объявленному крайнему сроку – полуночи вторника 31 марта, но продолжатся в среду. Передает ВВС.
Согласно Государственному департаменту США, на встрече был достигнут «достаточный прогресс», чтобы продолжить ее после дедлайна в полночь 31 марта по местному времени (22:00 по Гринвичу).
Однако представитель Госдепа Мэри Харф предупредила, что «несколько трудных вопросов» все еще остаются неразрешенными.
В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в Лозанне были достигнуты принципиальные договоренности по всем ключевым вопросам.
«Договоренность предусматривает всеобъемлющий подход к урегулированию, включая меры верификации исключительно мирного характера ядерной программы по линии МАГАТЭ, включая развернутые положения о снятии санкций», — сказал Лавров.
Сокращение в обмен на снятие
Последний этап переговоров по иранской ядерной программе начался в понедельник, когда министры иностранных дел США, Великобритании, Франции, Германии, России и Китая встретились в Лозанне с главой МИД Ирана.
В центре обсуждаемого соглашения – обязательство Тегерана сократить свои ядерные разработки и не производить достаточно материалов для изготовления ядерного заряда в обмен на снятие наиболее болезненных международных экономических санкций.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф выразил надежду на то, что уже в среду участники переговоров в Лозанне подготовят рамочное соглашение об основных аспектах договоренностей.
За рамочным соглашением должно последовать всеобъемлющее соглашение с Ираном – предварительным сроком для его подписания объявлено 30 июня.
Трудно, но возможно
Как передает из Лозанны корреспондент Би-би-си Барбара Плетт Ашер, продление крайнего срока для завершения переговоров говорит о том, как трудно сторонам прийти к компромиссу по некоторым спорным вопросам. Но вместе с тем это признак того, что они видят возможность заключения соглашения, подчеркивает наш корреспондент.
Разногласия сохраняются в трех основных областях:
Срок действия ограничений — работы по обогащению урана должны быть ограничены на срок не менее 10 лет. Иран считает, что после этого все ограничения должны быть сняты. Шестерка международных посредников настаивает на том, что они должны отменяться поэтапно в течение следующих пяти лет.
Снятие санкций — Иран хочет, чтобы санкции ООН были отменены вскоре после достижения договоренности. Шестерка мировых держав выступает за поэтапную отмену, причем с сохранением ограничений на импорт Ираном ядерных технологий.
Невыполнение договоренностей — США и их европейские союзники предлагают создать механизм, который позволил бы быстро ввести в силу отмененные санкции в случае невыполнения Ираном договоренностей. Россия подходит к этому вопросу более осторожно, выступая за сохранение за собой права вето.
Кроме того, глава делегации Ирана исключил возможность отправки уже существующего запаса наработанного ядерного топлива за границу.
Тем временем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в очередной раз выступил с предостережением относительно сделки с Ираном, заявив, что предлагаемые меры лишь сократят время, которое требуется Тегерану для производства ядерного оружия.