Омурбек Бабанов: Власть — это ответственность за принятые решения

Автор -

    Внести ряд изменений в Конституцию Кыргызстана предлагает сопредседатель партии «Республика Ата-Журт» Омурбек Бабанов. На встрече с журналистами он рассказал, какие именно изменения необходимы для развития страны:

    — Реальная жизнь показала, что действующая Конституция выполнила свою историческую миссию, в дальнейшем эта редакция основного закона нашей страны будет лишь тормозить развитие Кыргызстана. Основная проблема действующей Конституции в том, что она не дает четкого определения ответственности за принимаемые решения и позволяет перекладывать ответственность за все негативные процессы, происходящие в стране, с одной ветви власти на другую. Мы выступаем за принятие кардинально новой Конституции. Вместе с тем, мы отдаем себе отчет в том, что этот процесс требует времени, и до предстоящих парламентских выборов принять новый закон невозможно. Но необходимость такого шага назрела. Это подтверждает и то, что сегодня подобные инициативы озвучиваются не только нашей партией, но и лидерами других парламентских фракций, а также администрацией президента. Поэтому сегодня мы предлагаем рассмотреть наши предложения по поправкам в действующий закон:

    Полномочия депутатов

    Недавно в парламенте прозвучало предложение привлекать депутатов к уголовной ответственности за клевету и оскорбления. Но одновременно предлагается внести изменения, которые усложняют процедуру привлечения депутата к ответственности в целом. А именно, сегодня за особо тяжкие преступления народных избранников можно привлекать к ответственности без разрешения ЖК. Данная статья отменяется. Я считаю, что эту статью нужно оставить. Чем депутат отличается от простого гражданина? Только тем, что ему делегировали полномочия в течение 5 лет представлять интересы народа и принимать законы. Перед законом он должен нести такую же ответственность, как и любой другой гражданин.

    Мы поддерживаем лишение депутатов мандата в том случае, если они решили выйти из фракции, с которой прошли в парламент. Депутаты должны быть связаны со своей фракцией императивным правом. Народ голосует за партию, за ее программу, и за реализацию этой программы должны нести ответственность не только лидеры партий и фракций, но и все ее депутаты. Это улучшит дисциплину, каждый депутат будет более ответственно подходить к выбору партии, с которой он намерен идти. Сегодня у нас сложилась такая ситуация, когда политик выбирает партию, которая имеет больше шансов пройти в парламент, а получив мандат, он вдруг понимает, что у него разные взгляды с этой партией. Наша партия и ряд других партий с этим столкнулись.

    Мы уверены, что необходимо лишать мандата тех депутатов, которые игнорируют свои обязанности и не ходят на заседания. Мы предлагаем автоматически лишать должности парламентариев, которые 3 раза подряд пропускают заседания Жогорку Кенеша без уважительной причины. По нынешнему законодательству депутат имеет право пропустить 30 пленарных заседаний!

    У нас есть один депутат, который в течение года не появляется на заседаниях и с ним ничего нельзя сделать. Депутаты учат министров или премьер-министра, как нужно правильно работать, я считаю, что в первую очередь, сам депутат должен показывать пример хорошей работы. Чем он отличается от простых сотрудников Жогорку Кенеша, которые должны каждый день находиться на службе, которых увольняют за 1 день пропуска? Если депутат не хочет работать, давайте его увольнять и ставить людей, которые работать хотят.

    Также мы предлагаем усложнить процедуру выхода фракций из коалиции парламентского большинства, прописав норму, где такое решение может приниматься тремя четвертыми от количества депутатов фракции, при этом должно быть аргументированное обоснование выхода из альянса. Эта норма, на наш взгляд, поможет укрепить устойчивость кабинета министров.

    Усиление полномочий премьер-министра

    Мы считаем, что чрезвычайно важно укрепить полномочия премьер-министра. Для этого, во-первых, нужно принять конституционный закон об увольнении членов кабинета министров. Сейчас существует лишь один способ освободить министра от должности – это его собственное заявление об уходе. Премьер-министр должен иметь полномочие увольнять министров по своему желанию, если видит, что его подчиненный не выполняет своих обязанностей. Было бы правильно, если бы Жогорку Кенеш выбирал только премьер-министра, утверждал программу и структуру правительства, а премьер-министр лично назначал министров и руководителей агентств. Тогда у главы правительства будет определенная ответственность, а министр будет отвечать непосредственно перед премьер-министром. Тогда мы получим четкую вертикаль власти. Премьер-министр должен формировать свою команду, а сегодня каждая фракция выдвигает своего министра, получается бричка с разными колесами, движущаяся в разные стороны, а премьер не может сдвинуть с места эту тележку. Может ли сейчас образованный человек вне партии занять хорошую должность? Это не реально. А почему премьер должен брать министра из правящей партии? Может быть, он захочет взять министра из оппозиционной партии или беспартийного. Мы должны дать это ему право. Мы должны ставить людей по знаниям и профессиональным качествам, а не по происхождению или материальному состоянию.

    Кроме того, мы считаем, что кабинет министров не должен превышать 12 министерств и ведомств. Сегодня штат правительства постоянно расширяется, а его бюджет за последние годы вырос на несколько сотен миллионов сомов. Также предлагается, чтобы в правительстве работал только один вице-премьер-министр вместо нынешних четырех, два из которых отвечают за экономику.

    Условия отставки премьер-министра тоже требуют изменений. Отставка премьер-министра должна приниматься двумя третями голосов всего депутатского корпуса, а не 51 %, как это делается сейчас. Даже председателя парламентского комитета или спикера ЖК можно снять лишь двумя третями голосов, однако для премьер-министра почему-то предусмотрены другие условия.

    Судебная система

    Сегодня парламентские фракции предлагают выбирать председателя Верховного суда и его заместителей из кандидатур, предложенных президентом. Мы считаем, что этого нельзя допускать, потому что судебная власть должна быть независима от других ветвей власти — и от президента, и от премьера, и от Жогорку Кенеша. Председателя Верховного суда и его заместителей должны избирать члены Верховного суда

    Мы также предлагаем запретить депутатам вмешиваться в работу судей, спрашивать с них, почему они приняли именно такое решение, а не иное. Вместе с тем, человек, который избирается судьей, должен дать письменное согласие на то, что его телефон может прослушиваться. Так же как и телефоны членов его семьи, что любая встреча с каким-либо политическим деятелем или депутатом будет вестись под запись. Он должен заранее оповещать судей о намечающихся переговорах такого уровня.

    Он отметил, что правительство должно определить 2-3 вуза, которые дают достойное юридическое образование, и предоставить им право обучать студентов по специальности «судья». Затем создать Институт правосудия, в котором после получения базового образования можно получить более глубокую специализацию. И после проводить тестирование, подобное ОРТ, чтобы определить уровень знаний, по результатам которого и назначать на соответствующие должности.

    Мы также предлагаем внести изменения по структуре судебной системы. Если проанализировать ситуацию, мы видим, что сейчас суды завалены делами, когда стороны спорят по мелким вопросам или не крупным суммам. Мы предлагаем ввести такое понятие, как мировой судья, который будет рассматривать дела в пределах 100 тыс. сомов, сможет решать вопросы развода, мелких споров. Но если одна из сторон будет считать, что решение неправильное, она может его обжаловать в судах первой инстанции.

    В суды первой инстанции должны быть включены административные суды, которые оперативно решают вопросы максимум в течение 5 дней. Например, если предприниматель хочет построить дом, но чиновники не дают разрешения на строительство, не выделяют участок и так далее, то он сможет обращаться в суд, который рассмотрит его жалобу в самые короткие сроки. Таким образом, мы дисциплинируем чиновников. Сегодня же в таких случаях предприниматель ищет возможность дать взятку чиновникам или решить вопрос через «телефонное право». Суды второй инстанции (областные суды) также должны рассматривать административные дела и апелляционные.

    Верховный суд рассматривает только кассационные жалобы, в тех случаях, когда суды ранее принимали взаимоисключающие, противоречивые решения. Мы знаем, что сейчас по одному и тому же делу принимаются десятки разных решений, Верховный суд работает как суд первой инстанции, рассматривает и отправляет назад дела.

    И главное, мы должны понять, что все судьи равны.

    Принятие новой Конституции

    Наши предложения по реформированию Конституции мы будем продвигать через нашу фракцию в Жогорку Кенеше, но предварительно вынесем на обсуждение общественности. Мы приложим все усилия, чтобы изменения были приняты. Конечно, у меня нет иллюзий, что все они будут приняты, но мы надеемся, что хотя бы часть из них пройдет. В будущем же мы намерены представить новую Конституцию, основная задача которой — четкое определение формы управления государством. Если народ выберет президентскую форму правления, то пусть это будет президентская. В Америке президентская форма правления, чем она плоха? Давайте отдадим все полномочия Алмазу Шаршеновичу, пусть он отвечает за экономику, внутреннюю, внешнюю политику, и так сейчас всем управляет Алмаз Шаршенович. Давайте ему отдадим всю власть, пусть выберет вице-президента, уберем правительство, не будет этих чиновников. Нынешнее вмешательство главы государства в правительственные вопросы обосновано безвыходностью, поскольку кабинет министров бездействует, не использует свои полномочия. Когда одна ветвь власти бездействует, ее полномочия закономерно перетекают в другую ветвь власти.

    Если народ проголосует за парламентскую власть, тогда нужно срезать полномочия президента, чтобы он не вмешивался в дела правительства. Человек, который принимает решение, должен отвечать за него. У нас за 20 лет президенты принимали решения, а отвечали за их последствия премьер-министры. Поэтому за это время сменилось 24 премьера. Люди не могли донести до власти свои чаяния, и заканчивалось все это революциями и переворотами.

    Поделитесь новостью