Вопрос качества тех или иных лекарственных препаратов, которые нам прописывают врачи и которые мы покупаем в аптеках страны, вызывает все большие опасения и сомнения. Эксперты отмечают, что ситуация на фармацевтическом рынке переходит в разряд вопросов национальной безопасности, так как болеют все без исключения, а гарантий, что после применения определенных препаратов больному не станет хуже, никто дать не может.
Вот и получается, что в случае покупки некачественных лекарств, никто ответственности за возможное причинение ущерба здоровью человека нести не будет.
В интервью K-News заместитель генерального директора Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Министерства здравоохранения Руслан Акматов рассказал, как проверяются аптеки страны и куда обращаться в случае покупки некачественных лекарств.
Насколько эффективны проверки аптек, которые проводит ведомство с целью выявления контрафактной продукции?
Проводятся плановые проверки аптек, которые согласуются с Министерством экономики. Мы должны уведомить аптечные учреждения о проверке за 10 дней, но понятно, что контрафактной, фальсифицированной продукции в аптеках за этот период уже не будет. Было бы хорошо, если бы наши проверки носили характер внезапности, тогда сразу на месте выявлялась бы такая продукция.
Мы проверяем наличие всех соответствующих разрешительных документов, откуда были поставлены лекарства и имеются ли на них сертификаты качества.
Было отмечено, что увеличивается количество интернет-аптек. Как они сегодня контролируются?
Доставку лекарств по интернету мы не контролируем, это не входит в наши полномочия. Сегодня их единицы, большим спросом не пользуются.
Люди часто жалуются на то, что врачи беспорядочно назначают антибиотики. Как вы контролируете этот вопрос?
В 2014 году нами был разработан рецептурный и безрецептурный перечень медикаментов, которые должны отпускаться в аптеках. В Минздраве он был утвержден, сейчас мы вносим постановление в правительство, чтобы утверждение формы рецепта, правила отпуска на законодательном уровне были подписаны. Тогда у нас наладится система строгого рецептурного отпуска.
Как вы боретесь с неэтичным маркетингом фармацевтических компаний?
Это злободневная проблема. Есть приказы, согласно которым врач не должен во время работы принимать представителей различных фармкомпаний. Нами проводятся проверки на наличие рецептурных бланков, их правильного заполнения. У нас в Кыргызстане 12 тысяч врачей, а представителей фармкомпаний 40 тыс., и за всеми отследить непросто.
Что делать в случаях, если врачи, идя на поводу у фармкомпаний, назначают дорогие препараты?
Такие случаи бывают. Зачастую врачи в сговоре с фармкомпаниями выписывают те препараты, за которые получают бонусы. Пациентам нужно спросить, есть ли заменители этих лекарств. У человека должно быть право выбора.
А были случаи, когда такие сговоры выявлялись и врачей наказывали?
У нас этим должно заниматься Министерство здравоохранения. Насколько я знаю, не было случая, чтобы врач был наказан, но если бы и наказывали, то только административными взысканиями, то есть выговорами, штрафов нет. На законодательном уровне нет нормы, по которой врач наказывался бы, если неправильно выписал рецепт.
Были факты, когда врачи неправильно назначали сильнодействующие лекарства. К кому обращаться с жалобами по поводу этого?
Вы можете с письменным заявлением обратиться в Министерство здравоохранения. Ведомство в таких случаях обязано провести служебное расследование и в письменной форме предоставить вам ответ.
А если существенного вреда здоровью не было, да и это трудно доказать, то врач может быть не наказан?
Да, доказать очень сложно, что то или иное лекарство нанесло вред здоровью. Мы предлагаем изменить статью Уголовного кодекса, чтобы при реализации, хранении контрафактной продукции нести уголовную ответственность.
Как гражданам можно определить контрафактную продукцию? На что нужно обратить внимание?
Действительно, определить, что лекарство фальсифицированное, очень сложно. Это даже нам, специалистам, сложно. Это определяется при лабораторной экспертизе, выявляется наличие в лекарстве тех или иных действующих веществ.
Если человек в течение многих лет употреблял препарат и в последующем заметил какие-либо изменения в лекарстве, пациент может обратиться к нам в Департамент или по телефону доверия: 210508, где ему полностью расскажут, что дальше делать.
Если после применения лекарства у больного появились серьезные побочные действия, врач обязан в течение 3 дней заполнить желтую карту. Она направляется в Департамент лекарственного обеспечения, где проводится служебное расследование. За 2014 год к нам поступила 81 желтая карта. Большинство приходится на антибиотики, проявляется аллергическая реакция, повышение температуры.
Если я пришла в аптеку, могу ли я потребовать показать сертификат качества?
Да, согласно закону о защите прав потребителей, каждый может получить информацию о продукции. Если у вас возникает сомнение по качеству препарата, можете затребовать сертификат. Но на практике сами посудите, если в аптеках более 2 тыс. наименований лекарств, то 2 тыс. сертификатов будет бумажной волокитой.