Зачем евреям Ватикан

Автор -

В понедельник, 20 апреля, в Ватикане состоится встреча делегации Конференции раввинов Европы (КРЕ) с главой римско-католической церкви Франциском. В делегацию, возглавляемую президентом КРЕ, главным раввином Москвы Пинхасом Гольдшмидтом, войдут главные раввины Рима, Франции, Германии, Бельгии и Англии, а также представители Российского еврейского конгресса (РЕК) — предприниматели из попечительского совета КРЕ. О предстоящем визите «Лента.ру» поговорила с руководителем делегации Пинхасом Гольдшмидтом.

Гольдшмидт: Это диалог иудаизма с католичеством и шире — с христианством. Если посмотреть с исторической точки зрения, то можно выделить три периода иудео-христианского диалога. Первый, самый ранний, когда христиане были частью еврейского народа и сектой внутри иудаизма. Эта полемика описана и в Новом Завете, и в Талмуде. Второй связан уже с католичеством — с конца XII по конец XV века в Испании. Это был другой вид диалога — под надзором испанских королей. В нем участвовали известные талмудисты и комментаторы Библии. В общем, диалог велся под давлением. В тех диспутах евреи были очень осторожны в высказываниях. Однако именно на их основе были созданы труды, изложившие основы еврейской веры. Сама идея еврейских мудрецов изложить письменно основы веры — результат навязанного диспута с католичеством. Тот период закончился в 1492 году изгнанием евреев из Испании и Португалии. Тогда треть евреев погибли, треть выехали с Иберийского полуострова, и треть вынужденно перешли в веру большинства.

Третий этап диалога начался после Катастрофы европейского еврейства. Холокост — не одномоментное событие. Адольф Гитлер пришел к власти в Германии демократическим путем. НСДАП была крупнейшей партией в рейхстаге, но не имела абсолютного большинства. Нацистский тоталитарный режим сложился при поддержке католических партий. Миллионы католиков были членами нацистской партии, поддерживали режим, служили в СС, воевали в Вермахте, участвовали в геноциде еврейского народа. И с 1945 года Ватикан задавал себе серьезные вопросы по поводу произошедшего.

В те годы евреи и начали диалог с Ватиканом, который инициировал главный инспектор по преподаванию истории во французских школах Жюль Изак. Он предложил католикам убрать антисемитские пункты в своей доктрине. Всего таковых, по его подсчетам, набралось 18. Первая еврейско-католическая конференция прошла сразу после войны в 1947 году, где еврейскую сторону представлял бывший главный раввин Румынии Александр Шафран. Католикам предложили скорректировать 10 антисемитских пунктов официальной доктрины. Этот разговор продолжался до завершающей сессии Второго Ватиканского собора католической церкви в 1965 году, когда был принят документ Nostra Aetate, в 4 пункте которого осуждался антисемитизм.

Это было грандиозное изменение как религиозной точки зрения, так и точки зрения католических масс. Диалог евреев с Ватиканом развивался, и в 1994 году между Израилем и Ватиканом были установлены дипломатические отношения. Римские понтифики несколько раз посещали синагоги в Риме. Франциск — третий Папа Римский, поддерживающий дружеские отношения с еврейским народом.

Если такие важные решения уже были приняты католической церковью, о чем говорить сейчас?

Есть много признаков того, что мир кардинально меняется. Можно сказать, что ситуация, в которой оказались христиане на Ближнем Востоке (за исключением Израиля), похожа на ситуацию евреев в 30-е годы ХХ века в Европе. Единственное место, где христиане себя могут чувствовать в безопасности и пользоваться правом на свободное вероисповедание в ближневосточном регионе — это Израиль. После создания еврейского государства, численность христианской общины выросла на 400 процентов. Во всех других государствах и территориях региона численность христиан стремительно сокращается.

Миллионы коптов бегут из Египта после убийства нескольких сотен человек и разрушения десятков церквей. Башар Асад был защитником христиан Сирии. После начала гражданской войны и появления «Исламского государства» будущее христиан Сирии под вопросом.

Хочу напомнить, что в 2011 году патриарх Кирилл побывал в Сирии с визитом с целью поддержать и защитить 900-тысячную сирийскую христианскую общину. Состоявшееся недавно награждение главы Палестинской автономии (ПА) Махмуда Аббаса церковным орденом преследует ту же цель — обеспечить безопасность христиан, которые живут под эгидой ПА.

И мы, евреи Европы, как и христиане, опасаемся радикального исламизма, нападений, подобных тем, что прошли в Париже, Копенгагене, Тулузе и других городах. По многим вопросам мы имеем поддержку Ватикана, особенно в том, что касается свободы вероисповедания. Когда в ряде стран ЕС хотели запретить производство кошерного мяса и обрезание, мы получили официальную поддержку католической церкви.

Означает ли сказанное, что европейские евреи могут как-то повлиять на судьбу христиан на Ближнем Востоке, содействовать их переезду, дать убежище?

Израилю непросто сделать что-то для христиан, которые живут в Сирии или Ираке. Но мы, европейские евреи, кое-что можем. В Европу иммигрируют миллионы жителей Ближнего Востока, чтобы обрести безопасность. Мы, евреи, помним, что несколько поколений назад многие из нас сами были новыми мигрантами в Европе.

Планируете ли вы поднимать в Ватикане проблему ренессанса европейского неонацизма?

Когда речь идет о неонацизме, необходимо определиться, что мы имеем в виду. Есть несколько неонацистских партий в Европе, например в Греции. Мы видим угрозу в радикальном исламе, который многие политологи считают фашистской идеологией. В этом смысле есть непонимание в так называемой Старой Европе. Вместо того чтобы бороться с радикальным исламом, там борются со всем исламом как таковым. Хотя абсолютное большинство новых иммигрантов, которые исповедуют ислам, хотят просто мирно жить в Европе, заниматься своими делами, дать образование своим детям.

Общие нападки на ислам, которые мы видим, например, в Германии. На демонстрации движения ПЕГИДА приглашают праворадикальные партии из других стран Европы. Это ошибка. Проблема не в исламе, а в радикальной его версии.

Поделитесь новостью