Депутат Жогорку Кенеша Ташполот Балтабаев (Ата Мекен) предлагает внести изменения в закон об онкологической помощи населению, суть которых заключается в отмене декларации бесплатного лечения.
Как отмечает парламентарий, норма, по которой лицам, страдающим злокачественными новообразованиями, должна оказываться медпомощь бесплатно, является декларативной в связи с недостаточным объемом бюджетного финансирования.
Так, в Национальном центре онкологии в год проходят лечение порядка 7 тыс. 250 человек. В среднем на 1 больного потребность на медикаменты, не включая препараты на проведение химиотерапии, определена в сумме 22 тыс. 500 сомов. Расчеты были произведены группой независимых экспертов путем калькуляции расходов на медикаменты по листам назначения больных по группам нозологий.
Финансирование расходов на медикаменты из средств республиканского бюджета и обязательного медицинского страхования составляет в среднем 2 тыс. 475 сомов (11 %). Гуманитарная помощь, поступающая в Национальный центр онкологии, в сумме 300 млн. сомов в год — это препараты на проведение химиотерапии только лишь для детей.
«Очевидно, что недостающая сумма взимается с больных в виде неформальных платежей. Это приводит к непредсказуемости размеров платежей, бесконтрольному их использованию, и в конечном итоге к недовольству населения. В целом по республике стоимость льгот, определенных законом, составляет 3 300 млн. сом. Реальное же финансирование онкологической службы за счет всех официальных источников составляет 440 млн сомов, или всего лишь 13 % потребности», — объясняет парламентарий.
В целях социальной защиты населения, систематизации и легализации неформальных платежей, борьбы с коррупцией в организациях здравоохранения, правительству КР необходимо перевести организации здравоохранения, предоставляющие онкологическую помощь, в систему Единого плательщика и ежегодно в зависимости от уровня бюджетного финансирования:
— определять категории населения, имеющие право на бесплатное лечение в организациях здравоохранения, предоставляющих онкологическую помощь, определять перечень лиц, которые будут получать медицинскую помощь с условием внесения частичной сооплаты,
— определять размеры сооплаты за лечение в организациях здравоохранения, предоставляющих онкологическую помощь, которая должна быть ограничена в размере и дифференцирована в зависимости от статуса льготности и застрахованности по обязательному медицинскому страхованию;
— разработать механизм контроля объемов поступающей сооплаты и ее использования органами государственной власти и общественности.