МВД: В Кыргызстане спайс не должен получить такого большого распространения, как в России

Автор -
1126

В Бишкеке в последнее время все чаще и чаще стали появляться надписи на стенах, с помощью которых распространяется новое для Кыргызстана наркотическое вещество — «спайс», с которым уже на протяжении многих лет борются в Российской Федерации.

Заместитель начальника Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Александр Иванов в интервью KNews рассказал о ситуации с наркопреступностью в стране и о борьбе со «спайсом».

В последнее время все чаще и чаще говорят о задержаниях наркопреступников. Количество преступлений возросло?

По подсчетам и анализу, проведенному международными организациями, в 2014 году был рекордный урожай опия в Афганистане. Мы являемся транзитной страной, граничащей с Таджикистаном, стоим на пути, так называемого, северного маршрута транспортировки наркотических средств. И поэтому весь трафик наркотиков идет через нас. Последние задержания по республике говорят о том, что наркомаршрут трансформируется, не стоит на месте. Уже есть случаи, когда наркотики поступают не из Афганистана, а Ирана, и в последующем перевозятся в Европу. Раньше самое актуальное направление было из Афганистана в Ош. Наркопреступники, видят, что мы ставим в этих местах патрули, и уже завозят наркотики через Ленинабадскую область Таджикистана в Баткен. Там очень прозрачные границы. В последующем из Кыргызстана наркотики вывозятся в Казахстан и Россию.

Какая часть наркотиков остается в нашей стране?

Мы являемся транзитной страной, и потребителей у нас не так много, поскольку у нас население всего 5 млн. По официальным данным, у нас зарегистрировано более 9 тыс. наркозаивисимых. Если учесть, что в Казахстане проживает 17 млн человек, а в России — 150 млн, то интерес наркопреступников там выше, чем в Кыргызстане.

Конечно, нужно учитывать, что официальная статистика не показывает реальную картину, неофициально эта цифра в 2-3 раза больше. Но последние несколько лет тенденция говорит о том, что у нас идет спад наркозависимых, тех, кто употребляет наркотики внутривенно. Причина этого — хорошая профилактика и борьба с наркопреступностью, и стоит отметить, что работа религиозных конфессий в этом тоже помогает. Люди начинают понимать и осознавать, что может сделать с жизнью человека употребление наркотиков.

Какие наркотики больше всего употребляют в Кыргызстане?

Самый большой процент употребления имеют гашиш и марихуана. Также у нас употребляют героин и опий. Опий чаще употребляли раньше, позже появился героин, он стал более популярным, потому что процесс употребления проще. Гашиш много употребляют, потому что много собственных запасов, в Иссык-Кульской области, Токтогульском районе занимаются выращиванием каннабисной группы. В последнее время появилась индийская конопля, так называемая, «культурка». Ее семена заказывают через интернет. По своему действию «культурка» не уступает гашишу. Еще она пользуется спросом потому, что с одного куста вырастает елка до 2 метров, и с нее снимается 1,5-2 кг «шишек» с содержанием масел. Килограмм таких «шишек» стоит 1 тыс. долларов в Бишкеке, в Алмате — 2-3 тыс. долларов. Мы изымаем такое растение гектарами. Представляете, какой это бизнес и почему люди этим занимаются?

В народе есть поверье, что марихуана не вызывает зависимости. Я хочу сказать, что это ошибка. Практика показывает, что у тех, кто систематически курит марихуану, наркотическая зависимость появляется.

Как люди выращивают эти растения и как МВД с этим борется?

Способы очень разные, есть люди, которые выращивают прямо на огороде несколько десятков кустов, прячут их. Есть люди, которые сеют большие объемы на полях среди кукурузы. У нас очень много горных мест, куда не ходят люди, где такой урожай мало кто может увидеть. Потом собирают урожай, а кукурузу даже не забирают. Даже в черте города выращивают марихуану, когда она вырастает, кусты нагибают к земле, чтобы они дальше росли по земле, и их не было видно.

Мы узнаем о таких случаях оперативным путем, у нас есть спецслужба, агентурный аппарат, мы работаем, анализируем, проводим профилактические мероприятия. Мы подключаем не только наши спецслужбы, а также местные органы власти. В прошлом году, например, совместными усилиями было выкошено под 200 гектаров дикорастущих наркотических растений по республике.

В этом году общественность взбудоражила новость о появлении в Кыргызстане «спайсов», от которых в России пострадало немало молодых людей. Сообщалось, что у нас нет никакого наказания за распространение этого наркотика. Как сейчас с этим обстоят дела?

Сначала «спайсы» появились в Европе, потом это перекинулось на Россию, потом на Казахстан, в этом году проблема дошла уже до нас. «Спайс» — это психотропное вещество, в основном производится в Китае. Оно представляет собой белый порошок, сочетание определенных компонентов, имеет определенную формулу. Любая трава может пропитываться этим веществом, в результате чего и появляется «спайс».

Опыт Российской Федерации показывает, что механизм включения «спайса» в перечень запрещенных веществ на законодательном уровне сложен, как только включается в этот перечень одна формула «спайса», тут же появляется новая партия уже с новой формулой. Это вещество уже не может считаться запрещенным, потому что этой формулы нет в списке. Каждый раз всю законодательную процедуру нужно проходить заново. Российская Федерация пошла на то, что дала полномочия ФСКН самим включать в этот список запрещенные вещества.

Мы же раньше с таким не сталкивались, у нас не было «спайсов», поэтому поначалу было сложно вести какую-то борьбу. У нас есть постановление правительства с запрещенными веществами, и «спайс» туда не попадает. Координатором всей наркополитики является Государственная служба по контролю наркотиков. Она должна поднимать инициативу, принимать соответствующие документы и уже спускать нам для исполнения.

Мы же, МВД, работаем превентивными мерами. Начальник собрал всех заместителей по оперативной работе по всем районам Бишкека, была поставлена задача работать с муниципальными службами, чтобы они сразу уничтожали объявления по городу, чтобы не было распространения, чтобы привлекали к административной ответственности, если это был вандализм. У нас были и задержания тех, кто распространяет «спайсы».

Практика показывает, что чаще всего продавцами являются ребята из Казахстана и России, они вербуют наших граждан из социально незащищенных слоев населения, граждан, которые ищут легких денег. С их помощью объявления запускаются в интернет, заказы принимаются через «Skype», человек принимает заказы, получает деньги через электронный кошелек, а потом оставляет товар в условленном месте. Позже деньги эти делятся. Мы передали все материалы в ГСКН.

Это дорогой наркотик? Он доступен незащищенным слоям населения?

Если исходить из тех задержаний, которые мы имеем, то разовая доза продается за 1 тыс. сомов. С одного грамма вещества можно сделать до 40 доз, его растворяют в спирту, пропитывают любую траву и распространяют. Я считаю, что у нас «спайс» большого распространения, как, например, в России, не получит, потому что за 1 тыс. сомов здесь можно купить 2 стакана местной марихуаны или третью часть спичечной коробки гашиша. Это могут курить 10 человек. Единственное, нас пугает, что молодежь захочет попробовать что-то новое, и все мы знаем, что запретный плод сладок.

В России часто показывают негативные последствия употребления «спайса», у нас будут проводиться такие профилактические мероприятия?

Мы все видим, как влияет «спайс» на людей, поэтому мы выступали по телевидению, давали интервью газетам, рассказывали о вреде наркотиков вообще и «спайса» в частности. Мне кажется, первую волну мы сбили. Но некоторые журналисты делали медвежью услугу, когда писали, что появился новый наркотик, и в стране нет наказания за его распространение. Поэтому нужно больше говорить о вреде наркотика, а не рекламировать его.

Когда будет принят документ о запрете «спайса», нужно ли будет каждый раз проходить все законодательные процедуры о внесении наркотика в список запрещенных веществ?

Насколько я знаю, ГСКН решает этот вопрос, сейчас прорабатывается вопрос внесения законопроекта. Здесь велосипед придумывать не надо, ГСКН тесно работает с российской службой, у них даже есть официальный представитель ФСКН. Поэтому нужно использовать тот опыт, который Россия уже приобрела, и разрешить ГСКН самостоятельно включать в список запрещенных веществ новые виды наркотиков, чтобы не терять время и не проходить все законодательные процедуры заново, если распространители «спайса» будут менять его формулу.

Поделитесь новостью