Мы не просто так задаем этот вопрос. Дело в том, что в последние 10 лет в Кыргызстане, особенно в столице городе Бишкеке, усилился хаос в строительстве и незаконном распределении земельных участков. Чистят ли архитектурную сферу, работающую сейчас, или кипят в котле старых руководителей? Задаешь этот вопрос главе Агентства по архитектуре и строительству Турдубеку Мамбетову, ясное дело, он отвечает: «Все хорошо, мы сворачиваем горы».
Подобает сказать, что с приходом Мамбетова руководителем в Госстрой в этом органе дело не двигается вперед, а остановилось неподвижно. Причина — руководитель должен заранее планировать подлежащую к выполнению работу, передать государству, добиться выделения денег на работы, которые нужно выполнить. В прошлом году государством не выделено ни одного тыйына на разработку проектов школ в генпланах Госстроя, на рассмотрение расценок строительных работ и нормативные документы. Дело в том, что Госстрой не просил у государства выделения денег, или у него нет плана предстоящих работ для выполнения. Только две эти вещи являются причиной невыделения денег данному органу.
Сейчас у строительства нет утвержденного проекта, нигде не соблюдаются нормы, требуемые в местах ведения строительства, никто не сможет отрицать, что здания ремонтируются и строятся в обстоятельствах, не отвечающих требованиям безопасности. Среди общественности начали говорить, что Госстрой стоит перед развалом. Причин тому слишком много. Сегодняшнее руководимое Мамбетовым государственное строительство лишается своих прав, представляется, что через несколько дней останется только Мамбетов и его кабинет.
Созданная правительством межведомственная комиссия отобрала от Госстроя Главархитектуру, приняла решение о передаче бишкекской мэрии. Что теперь будет с местными архитектурными службами по республике? Кому будут подчиняться? Это признак отстранения и уничтожения Госстроя по причине безграмотности в деле Мамбетова? В 2014 году Турдубек мырза возьми и скажи: «Мы признаем, что наше агентство коррумпированное учреждение»?! Но мы вообще не слышали, что он чистит это коррумпированное учреждение, или нашел коррупционные схемы, или о наличии подобных целей. Сказал и осталось. Или ему понравились традиции этого коррумпированного учреждения, он разомлел от его тепла? Названные незаконными и считающиеся таковыми строительства не остановились, ведутся.
Возьмем, к примеру, парк Ататюрк, принадлежащие этому парку земельные участки отданы чиновникам, строятся этажные особняки. Обещание остановить их давал и прежний президент Бакиев. Но строительство безостановочно продолжается до сих пор. Общественность начала говорить, что решения руководимого Турдубеком Мамбетовым сегодняшнего Агентства по архитектуре и строительству может отставить в сторону любой желающий районный прокурор. Видя незаконные строительства, некачественные здания, сразу обвиняем не какого-то определенного человека, а напрямую виним государство. Но не все из нас знают, что «бочку меда» портят такие «ложки дегтя» как люди наподобие Мамбетова?