Ирина Карамушкина: Ни один исламский канон не призывает резать мирных людей; под религиозными флагами ИГИЛ творит беспредел

Автор -
424

Все чаще и чаще в обществе рассказывается о случаях вербовки граждан Кыргызстана для участия в боевых действиях. Это тема обсуждается уже и в высших эшелонах власти.

Группа депутатов Жогорку Кенеша даже предлагает ввести уголовное наказание за участие гражданина Кыргызстана в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства. Согласно законопроекту, при отсутствии признаков наемничества или прохождения подготовки, направленной на приобретение умений и навыков совершения террористического или экстремистского преступления, человек наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет. Также предлагается прописать, что вербовка, обучение, подготовка, направленная на приобретение умений и навыков совершения террористического или экстремистского преступления наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Ирина Карамушкина рассказала о сложившейся тревожной ситуации, в связи с чем и вносится подобный законопроект. О проблемах с выявлением вербовщиков и наемниками она рассказывала и на международном женском форуме женщин-парламентариев, где выступала с докладом в секции «Продвижение роли женщин в противодействии насильственному экстремизму и радикализмами, ведущим к терроризму и национальный подход по борьбе с данным явлением».

«Сегодня эта тема требует особого внимания и стратегически важных решений по ее проблеме. Я считаю, что эта проблема должна очень оперативно решаться. Несколько раз обращались представители МВД, ГКНБ, говорили о том, что в законе не хватает ужесточающих и профилактических норм, чтобы более продуктивно бороться с таким явлением, как наемничество. В данном случае прописывается наемничество именно для участия в радикальных террористических операциях. Но законопроект нужно обязательно доработать, прописав, что граждане наказываются за участие в террористических радикальных боевых действиях, где идет уничтожение мирного населения», — сказала Карамушкина.

Статистика

В Кыргызстане в список экстремистских и террористических групп, деятельность которых запрещена на территории республики, внесены свыше 10 религиозных организаций. На учете органов внутренних дел состоят 1 тыс. 700 сторонников экстремистских и террористических организаций, имеются 58 лидеров и 164 экстремистских ячеек. 1 тыс. 791 человек являются членами религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», 76 человек – члены РЭО «Вахаббий», 56 человек – члены РЭО «Акрамия», 14 человек – члены РЭО «Байъат», 45 человек – члены религиозного течения «Салафизм» и 46 человек – члены религиозного течения «Суффизм».

Анализ показал, что лишь 8,2 % сторонников экстремистских организаций имеют высшее образование, 12,3 % имеют средне-специальное образование, а большая часть, 83,7 %, имеют среднее образование. 70 % из общего количества выявленных приверженцев экстремистских организаций составляют безработные.

«В республике происходит активизация деятельности религиозных экстремистов, действия которых приобретают все более четко выраженную политическую направленность. Их целенаправленные и тщательно организованные действия создают угрозу национальной безопасности нашего государства», — отметила народная избранница.

Зачем люди идут в экстремистские организации или едут участвовать в боевых действиях?

По словам Ирины Карамушкиной, в последнее время пугающе растет число кыргызстанцев, которые едут в Сирию, чтобы оказать помощь воющей с правительственными войсками сирийской оппозиции. По информации правоохранительных органов, 352 гражданина Кыргызстана выехали в Сирию, в страну вернулись лишь 5 человек.

«К сожалению, граждане едут в Сирию, поддаваясь обману или запугиванию. Не только правоохранительные органы, но и вся общественность встревожена участившимися фактами выезда. Практически большая часть наемников мотивирована финансово. Им обещают высокую заработную плату, около 3 тыс. долларов. ГКНБ выявляет, что такие суммы озвучиваются, а на самом деле платят им или нет, это уже другой вопрос. В таких боевых действиях убивают мирных граждан, женщин, детей, уничтожаются исторические памятники, и даже если наши граждане выезжают за какие-то баснословные деньги, я не понимаю, как они могут участвовать в этом? Я понимаю разочарование некоторых граждан в светской жизни, они считают, что будет построено совсем другое государство, исламская страна. И здесь нужно работать нашим госорганам, возвращать доверие к власти. Я уверена, что многие не находят себя здесь, потому что еще где-то есть безденежье, безработица, разочарование во власти. Они видят, что суды отпускают преступников, прокуратура играет, когда это на руку, многие политики мотивированы ОПГ, проталкиваются несправедливые дела. Они все это видят и чисто психологически ищут другой жизни для себя и своих детей, хотят уйти от наркотиков, пьянства, разврата и там строить новое государство. Но им нужно знать, что никогда не будет построено счастливое, процветающее  государство на крови. Терроризм — не персонифицированное зло, а следствие пороков огромного числа людей», — отметила Карамушкина

Женщины против войны?

Как оказалось, война и экстремизм привлекают не только мужчин, но и женщин. Не так давно заместитель начальника Десятого Главного управления МВД КР Райым Салимов заявил, что правоохранительные органы уже устали охранять женщин, которые хотят уехать в Сирию.

«Они ориентированы на джихад, им не нужны деньги, они до сих пор намерены любыми доступными способами выехать туда. Устаем их караулить. Например, у одной женщины муж находится в Корее на заработках, у другой сидит в тюрьме по экстремистской линии. Мы сопровождаем женщин практически до аэропорта и снимаем в аэропорту. В данное время эти женщины дают показания, каким же образом они получили паспорт, через кого, кто выписал доверенность на детей, ведь мужья об этом практически не знают», — отметил Салимов.

Члены международных террористических и экстремистских организаций проводят активную работу по вербовке молодых девушек, упор делается на девушек в возрасте от 16 до 20 лет в связи с тем, что в таком возрасте психика и ценности девушек являются не сформированными полностью и они легко поддаются влиянию. Девушек «зомбировать» вывозят в Сирию в составе различных бандформирований, где их принуждают вступать в брак с бандитами, боевиками и практически превращают их в сексуальных работниц либо в смертниц.

В прошлом году спецслужбы вернули из Сирии 24-летнюю Асель, жительницу Чуйской области, и 17-летнюю Шохинур из Джалал-Абадской области, которые были обманным путем вывезены в Сирию в декабре 2013 года и феврале 2014 года. На территории Сирии Шохинур насильно была выдана замуж за боевика, который избивал и насиловал ее. Вторую похищенную отправили в лагерь для подготовки боевиков-смертников, где учили стрелять из автомата и взрывать гранаты, заставляли снять свое видеообращение к родственникам для того, чтобы они не искали девушку. Как правило, после гибели мужей эти женщины переходят к другим мужчинам-боевикам и таким образом, они «идут по рукам», при том путем угрозы и насилия.

«Представители МВД рассказывают, что женщины настолько фанатично относятся к этой идее, что они верят в то, что едут строить настоящее исламское государство. Их не пугает, что у них есть свой манифест, какой должна быть исламская женщина, что девочка должна выходить с 9 лет замуж и так далее. Это уже средневековый шариат, а не современный. Я называю это не «исламское государство», а «так называемое исламское государство». Ни один исламский канон нигде не призывает резать людей, детей, женщин, стариков, грабить, убивать, рушить памятники старины, издеваться над женщинами, насиловать их, выдавать замуж маленьких девочек. Нигде это не прописано. Поэтому под религиозными флагами они творят беспредел. При этом наши граждане все равно выезжают, женщины, не боясь, берут с собой детей», — отметила парламентарий.

Вербовка под маской обучения

Ирина Карамушкина отметила, что государству нужно обратить пристальное внимание на молодых людей, которые выезжают за рубеж для обучения в религиозных учреждениях. По ее словам, за последнее время около 800 студентов выехали на обучение в Саудовскую Аравию, Пакистан, Египет, Катар и другие исламские страны.

«Катар — для меня страна, которая имеет мощный финансовый ресурс для поддержки ИГИЛ. Чему там могут обучить нашу молодежь? Я понимаю, что нам нужно дружить со всеми, но нужно также остерегаться, чтобы в будущем это на нас не отразилось. Чем больше мы дружим с арабскими странами, Саудовской Аравией, тем больше у нас строят мечетей и медресе, сегодня их количество превышает количество школ по стране, усиливается влияния в религиозном аспекте, ведь именно за последние годы девочки начали ходить в хиджабах в школу, стали появляться непонятного внешнего вида служители мечетей. Хорошо, что Госагентство по делам религий начало наводить в этом вопросе порядок. Есть же законы, и надо им подчинять всех граждан. В том числе, кто хотел бы развивать здесь свои правила жизни… Вопросы эти уже поднимают не только гражданский сектор, но и полномочные представители правительства. Но бизнесмены арабских стран продолжают это дело спонсировать, а часть наших политиков с ними дружат и продвигают их интересы. Мы светская страна по Конституции, мы заявили о демократическом развитии, о парламентаризме, но при этом идет усиленная исламизация. Я понимаю, что сотрудничать и дружить надо, но давайте развивать торговлю, культурное сотрудничество, науку и другие направления, которые не касаются канонов Конституции. Когда арабские бизнесмены через наших политиков строят только мечети, это наводит на размышления. Непонятно, что происходит с нашими студентами за рубежом? По какой программе они выезжают, чему их там учат? У нас никто это не отслеживает. Они возвращаются сюда, непонятно, чем дальше будут заниматься. Из 800 человек, может быть, 10 % действительно чему-то обучаются, но остальные, в основном, замотивированы только религией. Тем более течение ислама во всех странах разных характеров. Есть опасность того, что эти молодые люди в итоге начнут распространять свои взгляды среди местного населения, призывать к тому, чему они обучились там», — сказала Карамушкина.

Ученье — свет

Депутат считает, что один из самых действенных способов борьбы с растущим количеством экстремистов и наемников – это просвещение. Многие из тех, кто вступил на этот путь, на самом деле мало знают об истинном назначении ислама, о его ценностях и целях. Наемники и экстремисты практически ничем не отличаются от фашистов, которые считали себя особенной нацией и призывали убивать всех, кто отличался от них по происхождению. В нашем случае люди отталкиваются не от нации, а от религии, а именно от ислама.

«Самое главное, нам нужно ликвидировать безграмотность населения. В том числе и в традиционных течениях религий. Мы несколько раз говорили о том, что СМИ должны запустить проект, где рассказывают о том, что такое на самом деле ислам. Очень важна работа ДУМК и других организаций в разъяснительной, информационной работе с молодежью и женщинами особенно. Нужна хорошая профилактика, например, мы говорили, что в школах нужно ввести религиоведение, когда детям рассказывали бы о 5 классических видах религии, откуда они взялись, в чем их суть и так далее.  Кстати, ДУМК проводит уже аттестацию религиозных служителей, и выявлены многие моменты безграмотности, где даже разъяснить толково Коран и распространить знания о религии они не могут на должном уровне. А ведь говорят, что религия — формула нравственности», — заключила Карамушкина.

Поделиться