Парламентарии в первом чтении приняли законопроект о введении дорожных сборов.Новшество коснется грузовых транспортных средств и автобусов. Минэконом уточняет, что владельцы легковых авто, зарегистрированных в КР, от выплаты дорожных сборов будут освобождены
Накануне на заседании парламента рассматривался целый ряд вопросов, в том числе проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в законы «О неналоговых платежах», «О Дорожном фонде», «Об автомобильных дорогах», Кодекс об административной ответственности). Инициатором поправок выступило правительство. Ранее данный вопрос уже был обсужден и получил положительные заключения в трех парламентских комитетах — по экономической и фискальной политике, по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству ив комитете по бюджету и финансам.
Суть законопроекта – давно уже назревшая необходимость введения сборов с грузовых транспортных средств и автобусов за проезд по дорогам общего пользования страны.
Депутаты поддержали долгожданную инициативу правительства и единогласно одобрили законопроект в первом чтении.
Напомним, что оплачивать сбор должны только владельцы грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике, а также владельцы всех транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, которые пользуются автомобильными дорогами Кыргызской Республики и причиняют наибольший ущерб автодорогам. Правительство особо подчеркивает, что владельцы легковых транспортных средств, зарегистрированных в Кыргызской Республике, должны быть освобождены от оплаты сбора за использование дорожной инфраструктуры.
По данным Министерства экономики, данные меры позволят внедрить мировую практику взимания сборов за проезд по автомобильным дорогам отдельных видов транспортных средств. Вносимые изменения и дополнения включают минимальный набор требований, необходимых для взимания сбора. Одновременно, владельцы легковых транспортных средств получают полный доступ к модернизированной и надлежащим образом содержащейся дорожной инфраструктуре.
Предположительно, размер сбора за проезд будет незначительным в сравнении со стоимостью транспортных услуг. Величина сбора за проезд, а так же категории транспортных средств, с которых взимается сбор, будут устанавливаться отдельным постановлением правительства после общественного обсуждения проекта решения.
Согласно данным анализа регулятивного воздействия, общий уровень размеров сборов (тарифов), взимаемых с определенной категории транспортных средств за проезд по дорогам, как правило, определяется на основе международного опыта и специфических факторов, характерных для каждой конкретной страны. Учитывается, что для Кыргызской Республики характерен горный рельеф местности, в связи с чем строительство и обслуживание автомобильных дорог требует гораздо больших материальных затрат при меньшем сроке эксплуатации.
В соответствии с общепринятой мировой практикой сумма взимаемых сборов должна покрывать стоимость обслуживания дорог (круглосуточного и круглогодичного), обеспечивать предоставление всех необходимых услуг для пользователей дорог (включая милицию, медицинскую помощь и так далее), а также учитывать экологическую нагрузку от сжигания топлива и загрязнения окружающей среды. Более того, тарифы должны учитывать (и покрывать) финансирование строительства новых дорог и дорожных сооружений.
Естественно, что согласованное предложение о величине тарифов (сборов) должно быть дополнительно проработано после принятия предлагаемого законопроекта с учетом социально-экономических особенностей Кыргызской Республики, стоимости надлежащего обслуживания и ремонта автодорог (круглогодичного и круглосуточного), а также строительства дополнительной транспортной инфраструктуры за счет взимаемых сборов.
Отметим, что на протяжении последних двух лет ведущие эксперты и политики высказывались за принятие программы по внедрению дорожных сборов. Система, отвечающая за взимание сборов и осуществление контроля на дорогах, должна быть полностью автоматизирована, что позволит исключить человеческий фактор и, таким образом, решить вопросы, связанные с существующей в настоящее время и уже набившей оскомину дорожной коррупцией. Помимо непосредственно взимания дорожных сборов, система будет отслеживать вес грузового транспорта, что позволит исключить нарушения установленных норм и снизить нагрузку на дорожное покрытие, обеспечив сохранность дорог и экономя бюджетные средства.