Даже если «Мегаком» купит прежний владелец, что маловероятно, то это будет приобретение добросовестным способом – Панкратов

Автор -
584

    Даже если «Мегаком» (ЗАО «Альфа Телеком») купит прежний владелец, что маловероятно, то это будет приобретение добросовестным способом. Об этом сообщил министр экономики Олег Панкратов.

    «Ни о какой продаже завтра компании «Мегаком» речи не идет. Никто не принимает решения о продаже, без учета мнения парламента. Порядок таких предложений о продаже должно утвердить правительство и после этого оно будет направлено в Жогорку Кенеш. В парламенте каждый свое мнение выскажет, есть за, есть против. Какое большинство преобладает, такое решение будет принято. Если депутаты проголосуют за то, чтобы продавать компанию, тогда Фонд госимущества через установленные процедуры, аукцион, конкурс эту продажу будет осуществлять. При этом период продажи — 2015-2017 годы. Когда это произойдет, сложно сказать. Если депутаты скажут, нет, потому что этот актив нужен, никто продавать компанию не будет», — пояснил Олег Панкратов.

    Как уточнил министр экономики, решение правительства о продаже компании уже принято и в ближайшие дни оно будет направлено в Жогорку Кенеш. Когда именно парламент включит этот вопрос в повестку дня, является прерогативой законодательного органа.

    «Деньги  от продажи «Мегакома» в бюджет этого года и следующего скорее всего никак не попадут. Поэтому это никак не связано с состоянием бюджета. Решение о продаже не было спонтанным», — подчеркнул он.

    Как пояснил министр экономики, была создана комиссия под руководством вице-премьера Валерия Диля, которая достаточно долго работала, изучала финансово-хозяйственное состояние и пришли к выводу, что сегодня этот актив очень интересный, привлекательный, прибыльный, следовательно, он имеет хорошую рыночную стоимость. Но тенденции, которые существуют, в том числе и на мировом рынке этих услуг, говорят о том, что крупные игроки международного масштаба, например, компании китайские или  российские, имеют огромные доходы, и большую часть прибыли они инвестируют в новые технологии. Тогда как компании даже странового масштаба таких ресурсов не имеют. Даже если они всю прибыль будут оставлять себе, в любом случае каких-то новых технических решений с крупными компаниями ожидать не приходится.

    Кроме того, идет изменение спроса на услуги, если раньше подавляющим был спрос на голосовую связь, то сейчас спектр услуг сотовых операторов сдвигается к передаче данных через интернет. Соответственно все эти тенденции говорят о том, что мы с каждым годом будем терять лидирующие позиции на рынке.

    «Мы уже не лидеры. Государственная компания «Мегаком» была первая, сегодня она уже не первая по объему услуг, и такая тенденция будет сохраняться. Еще одной причиной этого является действующее законодательство. Оно ограничивает возможность конкурировать компаниям с государственным долей участия по сравнению с частными сектором», — отметил Олег Панкратов.

    К примеру, по его словам, государственные компании не могут самостоятельно принимать решения о госзакупках, они должны подчиняться законам, а частная компания сама принимает такие решения. Они подвергаются дополнительному виду контроля со стороны Счетной палаты, частные компании такому виду контроля не подвергаются, они подвергаются давлению административного характера. Например, где-то не хватает каких-то ресурсов на мероприятие, обращаются за спонсорской помощью вроде бы добровольно, я не говорю о текущей ситуации, а вообще, и они оказывают какую-то спонсорскую помощь. Все вот эти параметры говорят о том, что в совокупности даже при эффективном менеджменте выдержать конкуренцию с частным сектором эта компания не сможет.

    «Вторым аспектом решения о продаже «Мегаком» является мировая тенденция. Все развитые страны придерживаются принципа, что государственное присутствие нужно там, где частный сектор пока не смог создать конкурентный рынок. На сегодняшний день мы видим, что у нас в сфере коммуникаций очень развитый конкурентный частный сектор. Соответственно государство, конкурируя там, идет против мировых тенденций, против правил рыночной экономики. С другой стороны у государства всегда появляется соблазн при конкуренции сделать эту конкуренцию недобросовестной. К примеру, обязать какое- то министерство целиком подключиться к «Мегакому».  Это уже не рыночная конкуренция, хотя вроде бы прямого нарушения закона нет, но, тем не менее, основы рыночных взаимоотношений, основы добросовестной конкуренции могут быть подорваны», — пояснил Олег Панкратов.

    Все это в совокупности, по его словам, говорит о том, что желательно компанию продать, потому что сейчас она на пике своей рентабельности и за нее можно выручить максимально хорошую цену.

    «Оценку стоимости компании еще никто не проводил. Конечно, есть соблазн сохранить эту компанию и получать дивиденды в бюджет, какое-то время мы будем в выигрыше, но в будущем мы потеряем стоимость компании и проиграем. С другой стороны, еще раз повторюсь, в странах с рыночной экономикой государство не должно присутствовать в тех секторах, где есть конкурентный частный сектор», — подчеркнул министр экономики.

    Отвечая на вопрос, зачем нужно было национализировать «Мегаком», чтобы меньше чем, через год принять решение о его продаже, Олег Панкратов сообщил, что национализация компании была произведена по причине того, что владелец компании был не добросовестный, поскольку получил «Мегаком» предположительно путем рейдерского захвата.

    «Я не уверен, что прежний владелец купит компанию, а даже если и купит, что маловероятно, то это будет приобретение добросовестным способом», — отметил Олег Панкратов, отвечая на вопрос, есть ли гарантия, того, что «Мегаком» не купит прежний владелец (имеется ввиду Максим Бакиев – прим. ред.).

    По его словам, правительство ожидает, что в Кыргызстан придут крупные телекоммуникационные компании: китайские, европейские, казахские, которые обладают достаточным запасом прочности, чтобы инвестировать в новые технологии. Для того чтобы не просто удержать компанию на уровне, а опять попытаться вывести в лидеры, а для государства самое важное, что эта компания находится здесь, что она создает рабочие места, что она будет платить стабильно налоги — это настоящие рыночные отношения между государством и частным сектором.

    «Покупателей еще нет. На данный момент есть только предложение о продаже, решение еще не принято. Продавать или нет, решит Жогорку Кенеша», — заключил Олег Панкратов.

    Поделиться