Уже несколько лет Венесуэла живет в условиях экономического кризиса. Падение цен на нефть усугубило ситуацию в стране-экспортере. Гиперинфляция, дефицит товаров и рост преступности выводят на улицы десятки тысяч протестующих. Западные СМИ заговорили о том, что действующий президент Николас Мадуро может не усидеть в своем кресле. При этом Россия продолжает заключать контракты с действующим правительством и вкладываться в венесуэльскую экономику. В конце мая президент «Роснефти» Игорь Сечин договорился с Мадуро о 14-миллиардных инвестициях в активы латиноамериканской страны. «Лента.ру» попыталась разобраться, что происходит на родине Боливарианской революции и сможет ли Каракас выполнить взятые обязательства.
В поисках презервативов в столице Венесуэлы Каракасе журналисты американского телеканала CNN обошли восемь аптек. Как рассказала фармацевт Юраима Бачер (Yuraima Bacher), в последнее время перебои с поставками контрацептивов в Венесуэле не редкость. Местные жители признаются, что зачастую покупать их приходится на интернет-площадке Mercado Libre, где упаковка из 36 штук стоит 4,76 тысячи боливаров (755 долларов США по официальному курсу). И это при том что средняя заработная плата в стране составляет всего 5,6 тысячи боливаров.
Если бы такая ситуация сложилась лишь на рынке контрацептивов, это было бы полбеды. Однако и другие товары массового потребления стали в Венесуэле дефицитом.
Инфляция, дефицит, убийства
В последние несколько лет Венесуэла переживает тяжелейший финансовый кризис. Обостряет и без того непростую ситуацию падение цен на нефть (по информации Forbes, 95 процентов всех денежных поступлений от экспорта в Венесуэле составляют доходы от продажи «черного золота»). С прилавков магазинов страны, импортирующей около 70 процентов всех товаров, периодически исчезают продукты и предметы первой необходимости. Как пишут западные СМИ, в государстве ощущается острая нехватка молока, мяса, масла, кофе, сахара, лекарств, туалетной бумаги. Чтобы что-то купить, приходится отстаивать многочасовые очереди.
«Инфляция в стране превысила 68,5 процента, став самой высокой в мире», — пишет Forbes. При этом, как считает экономист Barclays Алехандро Грисанти (Alejandro Grisanti), на самом деле она выше ста процентов. «Просто президент Мадуро предпочитает не публиковать подобную статистику», — заявил он. Венесуэльские СМИ сообщают об инфляции в 50 процентов.
Помимо этого, в стране отмечается рост преступности. Согласно данным оппозиции, ежегодно совершается свыше 25 тысяч убийств (60 человек на 100 тысяч населения), — страна стала одним из лидеров по этому показателю в Латинской Америке. Выше только в Гондурасе — 79 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения: в Бразилии, тоже не самой спокойной стране в мире, — 29 человек на 100 тысяч населения.
Как пишут американские газеты, четверо из десяти венесуэльцев выступают против политической модели «Социализм XXI века», автором которой был Уго Чавес. По данным Datanalisis, 65 процентов населения не поддерживают политику преемника Чавеса — президента Николаса Мадуро; при этом восемь из десяти опрошенных называют ситуацию в стране «удручающей». Недовольство растет и в бедных слоях общества, традиционно поддерживающих правящий режим. Чуть больше половины людей с низким уровнем дохода признались, что разочаровались в социализме. На фоне этого падает и личный рейтинг президента Мадуро. Зимой этого года он достиг своего минимума — 23 процента. А в апреле 2013 года, когда Мадуро избрали президентом, его поддерживало свыше 55 процентов населения.
Необычным способом
Венесуэльские власти предпринимают достаточно радикальные шаги по выходу из кризиса. Так, ради экономии электроэнергии было решено сократить рабочий день для госслужащих с восьми до пяти с половиной часов и перенести его на первую, менее жаркую половину дня, чтобы на предприятиях меньше использовались кондиционеры. Теперь служебное время — с 7:30 утра до 13:00.
По информации The Times, малоимущим семьям из-за роста цен на продовольствие и дефицита продуктов запретили посещать субсидируемые государством магазины чаще двух раз в неделю. За соблюдением этих мер следят полицейские и представители миграционной службы. Они не дают иностранцам скупать венесуэльские продукты, чтобы потом продавать их в своих странах втридорога.
В январе этого года стало известно, что власти штата Яракуйзапретили местным жителям ночевать в очередях в торговые центры. Как сообщали власти, многие венесуэльцы приобретают дефицитные товары в больших количествах — для того чтобы потом их перепродать. В сентябре 2014 года для контроля за объемом покупок в стране ввели систему сканирования отпечатков пальцев. По всей Венесуэле установили более 20 тысяч устройств для дактилоскопии.
Многие годы в Венесуэле действует строгий контроль оборота валюты, частные обменники в стране запрещены, государственный курс отличается от рыночного в разы. Каждый взрослый житель Венесуэлы (в том числе иностранцы) может приобрести не более трех тысяч долларов в год. Неудивительно, что в таких условиях в государстве процветает черный валютный рынок.
Политический разлад
Весной этого года в стране разразился громкий политический скандал. Его причиной стало расследование, начатое американцами в отношении председателя парламента Дьосдадо Кабельо (Diosdado Cabello) по подозрению в организации наркотрафика. Расследованием занялись Управление по борьбе с наркотиками в Вашингтоне, а также прокуратуры Нью-Йорка и Майами. Как стало известно, поводом для возбуждения дела стали показания бывшего личного охранника президента Уго Чавеса, впоследствии переехавшего в США. «Есть много доказательств, что Кабельо — один из руководителей картеля, а может быть, и его глава», — утверждает The Wall Street Journal. Помимо Кабельо, под подозрение попали другие высокопоставленные венесуэльские чиновники. Против семи из них Вашингтон ввел санкции.
Сам председатель парламента все обвинения отрицает. Выступая с трибуны, он заявил, что кокаином никогда не торговал. Представители оппозиции, в частности ее лидер Энрике Каприлес (Henrique Capriles Radonski, на выборах президента набравший 49,1 процента голосов против 50,6 Николаса Мадуро), словам председателя парламента не поверили и потребовали провести тщательное расследование.
Впрочем, сам Мадуро постарался обернуть этот скандал, как и в целом ухудшение отношений с США, себе на пользу. В частности, президент добился того, что парламент наделил его до конца года особыми полномочиями для противостояния Соединенным Штатам: теперь глава государства может самостоятельно принимать законодательные акты.
Оппозиция поспешила обвинить Мадуро в игнорировании экономических проблем и попытке сконцентрировать власть в своих руках. «Это что, позволит решить проблемы? Обеспечит снижение инфляции? Покончит с дефицитом? Будет кормить венесуэльцев? Матерям не надо будет стоять в очередях за подгузниками?» — возмутился по этому поводу Энрике Каприлес.
Народное недовольство
С февраля 2014 года в стране не прекращаются массовые акции протеста. В результате столкновений с полицией уже погибли более сорока демонстрантов, некоторые лидеры оппозиции оказались в тюрьме. Недовольные экономическим кризисом, ростом цен и нехваткой товаров первой необходимости протестующие требуют проведения политических и экономических реформ и освобождения противников режима. «В Венесуэле — самый настоящий гуманитарный кризис, жители хотят реформ, которые Мадуро не может или не хочет провести», — заявила одна из лидеров оппозиции Мария Корина Мачадо (María Corina Machado).