В правительстве Грузии говорят о расследовании множества дел, связанных с незаконным изъятием имущества при прежней власти, но предупреждают, что результаты могут удовлетворить не всех, кто считает себя пострадавшим. Пишет ВВС.
Пять фактов, по которым расследование завершено, и четыре возвращенных автомобиля — это первый результат работы созданного три месяца назад департамента главной прокуратуры по расследованию преступлений, совершенных в процессе судопроизводства.
Восстановление справедливости в отношении граждан, которые, согласно властям, стали жертвами произвола чиновников прежнего правительства, было одним из ключевых предвыборных обещаний правящей коалиции «Грузинская мечта».
В правящих кругах говорят, что именно с этой целью был создан специальный департамент в прокуратуре, который занимается расследованием преступлений, совершенных бывшими чиновниками до смены власти в Грузии в октябре 2012 года. Но некоторые оппозиционеры и правозащитники назвали результаты деятельности этого департамента «каплей в море».
Четыре автомобиля
«Для меня правда это праздник, потому что восторжествовала справедливость, и я смогла получить автомобили, которые в 2010 году меня заставили купить и отдать», — заявила журналистам одна из пострадавших Хатуна Саганелидзе.
Власти заявляют, что автомашины, которые до возвращения числились на балансе МВД и прокуратуры, были приобретены под принуждением и отданы правоохранительным органам в обмен на заключение процессуальной сделки.
К примеру, сообщают представители прокуратуры, у Саганелидзе потребовали два дорогостоящих автомобиля взамен на заключение процессуальной сделки, после того как ее сына задержали по факту кражи автомобильного зеркала.
Похожая схема, по данным следствия, работала и в остальных случаях с отобранными автомобилями: сотрудники прокуратуры или МВД вынуждали близких задержанных приобрести и отдать автомобили, после чего заключалась процессуальная сделка, и обвиняемый получал условный срок с выплатой штрафа.
Имена тех, кто вынуждал приобрести автомобили, в прокуратуре не называют, объясняя это интересами следствия, которое ведется в отношении заказчиков преступных действий — бывших высокопоставленных сотрудников прокуратуры и МВД.
Исключением стало лишь дело бывшего сотрудника Департамента конституционной безопасности Константина Арчая, который, по данным следствия, вымогал деньги у бизнесменов через своих подчиненных. Обвинения в превышении служебных полномочий были предъявлены ему заочно, так как он находится сейчас за пределами Грузии.
За три месяца департамент главной прокуратуры изучил до тысячи жалоб и ведет расследование по 118 уголовным делам, в том числе и по фактам жестокого обращения и применения пыток в отношении задержанных, заявляют официальные лица.