Призыв на военную службу — дорога в один конец

Автор -
230

    Сегодня Бактыбек и Назира Касымалиева приехали из Иссык-Кульской области в Департамент конвоирования ГСИН (войсковая часть 7412) в селе Новопокровка, чтобы выяснить причину смерти своего сына.

    18-летний Нурсултан Карагулов начал службу в апреле этого года. Уже через 2 месяца домой вернули тело молодого парня.

    [attachment:109639] [attachment:109640]

    «Сначала мне позвонили и сказали, что он впервые вышел в караул, где был ранен и умер от полученной пули. Тогда у меня спросили разрешения на вскрытие, но я отказалась. Подумала, что раз попала пуля, то причина смерти ясна. Я подумала, что будет проводиться расследование, почему вообще была стрельба. Через пару часов перезвонили и сказали, что Нурсултан повесился, и по правилам должна быть проведена экспертиза. Я вообще не понимаю, как может быть две версии смерти? Почему сначала говорят, что в него стреляли, а потом говорят, что он повесился?» — недоумевает мать Нурсултана Назира Касымалиева.

    По словам родителей, Нурсултан всегда хотел служить и отказался от предложения родителей заплатить за альтернативную службу. Молодой человек не просто хотел отдать долг Родине, а мечтал стать военным и продолжить карьеру после службы. Однако мечты Нурсултана не сбылись.  

    Родители молодого парня приехали не одни, а вместе с родственниками и журналистами, которым сначала не разрешали осуществлять видеосъемку без разрешения начальства и просили убрать видеокамеры. У сослуживцев Нурсултана был испуганный вид и они не смогли рассказать ничего, что указывало бы на причины смерти их товарища.

    «Он был веселым человеком, мы часто шутили и смеялись. Вместе учили устав, ходили в караул. Он не рассказывал о каких-то своих проблемах или переживаниях. Старшие нас не бьют, случаев жесткого обращения не было, офицеры постоянно рядом и следят за нами», — рассказали сослуживцы Нурсултана.

    [attachment:109641]

    Рассказы солдат удивляют. Что толкнуло Нурсултана на суицид, если у него не было никаких проблем ни в личной жизни, ни на службе?

    5 июня Нурсултан вместе со своими сослуживцами пошел в караул, охранять исправительную колонию № 3, что находится рядом с частью. По рассказам солдат, не прошло и 30 минут с начала караула, когда с соседней вышки другой солдат в ходе переклички не услышал ответа от Нурсултана. Он спустился с вышки, со своего поста, и направился к той, где должен был стоять Нурсултан, однако при приближении заметил, что дверь на вышки распахнута, а Нурсултан висит с вышки. Солдат рассказывает, что тут же побежал к начальнику караула, вместе с которым и другими офицерами и солдатами вернулись на место происшествия и сняли тело Нурсултана с вышки. По их словам, парень повесился на брючном ремне солдата.

    [attachment:109642] [attachment:109643]

    «Он никогда не пошел бы на суицид. Он хотел служить, у него были цели, он хотел быть военным, говорил, что хочет служить дальше. Он был верующим, ходил в мечеть, совершал намаз, занимался спортом, по своему желанию пошел в армию. Не может быть такого, чтобы молодой парень без проблем просто пошел и повесился. Нельзя, чтобы в мирное время молодые люди в армии так умирали. Если здесь все хорошо, если за вами следят, как ему дали возможность повеситься? Мне рассказывали, как тут относятся к солдатам, как в туалет просто так не отпускают, а повеситься в карауле дают? Мой сын рассказывал, как в санчасти относятся к солдатам, что там унижают, оскорбляют ребят, не лечат, говорят, что не они их призывали и смотреть за ними не обязаны. Мы вырастили ребенка и решили отдать долг государству, а почему нам не возвратили здорового парня, а привезли тело в цинковом гробе? При этом никто из этой части не приехал, тело привезли офицеры, которые до этого никогда не видели моего сына, ничего не знали о его службе. Они не могли ответить на наши вопросы. Это вообще уму непостижимо! Где были его начальники, командиры? Почему не приехали они и не рассказали обо всем? Мы не просим, чтобы за детьми нянечки ходили, но должен же быть какой-то контроль! Сколько родителей еще должны пострадать, чтобы это прекратилось?

    Я понимаю, если бы он повесился ночью в казарме или где-то на улице, в туалете и так далее, но он был в карауле, выполнял свои обязанности, 25 минут назад он был еще живой и пришел стоять в карауле, как он мог за это время решить повеситься? Тем более, он уже был в карауле до этого, а не первый раз, как нам сообщали. Потом кто-то сказал, что у него была девушка, которая вышла замуж. Мы встретились с этой девушкой, она в шоке, говорит, что накануне разговаривала с ним по телефону. И замуж она не выходила», — поделилась мама погибшего.

    «Сейчас мы приехали в часть, а тут поменяли офицеров. Почему? У кого мы должны получить ответы? Это уже превратилось в какую-то систему, и если не положить этому конец, то дети так и будут умирать в нашей армии. Я не могу за 7 областей сказать, но в нашей деревне уже никто не собирается отправлять своих сыновей в армию. Люди подписали письмо с просьбой об объективном расследовании дела, если его не будет, люди готовы приехать и забрать сыновей из армии.

    Пусть нам докажут, что Нурсултан повесился. Если не смогут доказать, то пусть скажут правду и исправят свое заключение, мы не хотим, чтобы о нашем сыне думали, что он самоубийца», — сказал дядя Нурсултана Эркинбай Осмонов.

    В справке Военной прокуратуры отмечается, что в ходе проверки были опрошены весь личный состав роты и командование, произведен телесный осмотр личного состава, произведен осмотр места происшествия, осмотр трупа совместно с заведующим Ысык-Атинской судебно-медицинской экспертизы при участии родственников. Также назначены судебно-медицинская, судебно-биологическая, судебно-химическая и судебно-криминалистическая экспертизы.

    Перед тем, как хоронить сына, родители заметили гематомы на теле Нурсултана. Родители еще раз убедились, что это их сын не пошел бы на суицид по своей воле. Родились подозрения, что молодого человека избивали на службе. Родители попросили провести вторую экспертизу. Хотя официальных результатов ни первой, ни второй экспертизы еще нет, в предварительной справке Военной прокуратуры отмечается, что повторное вскрытие не показало следов побоев, прокалывания гвоздем и каких-либо других телесных повреждений обнаружено не было. Фотографии, сделанные родителями, говорят об обратном.

    [attachment:109644] [attachment:109645]

    По данным Военной прокуратуры, в 2014 году в Чуйской и Таласской областях во время несения службы умерли 5 молодых людей. На данный момент только одно дело направлено в суд. Хотя суициды в армии были и раньше, но в последние годы эти случаи участились. Безутешных родителей, которым пришлось хоронить совсем еще молодых детей, волнует только один вопрос: «Когда это прекратится?». Почему государство не может обеспечить безопасность молодых людей, которые очень хотят обеспечить безопасность своей Родины? Помочь в борьбе с суицидами или доведением до них поможет только изменение системы, искоренение «дедовщины» со стороны офицеров и старших солдат. К сожалению, действий, и даже попыток действия, со стороны ответственных структур пока не заметно. Сколько солдат должно умереть, чтобы достучаться до властей?

    [attachment:109647]

     

     

    Поделитесь новостью