Предвыборные опросы: доверять или нет?

Автор -
381

В преддверии парламентских выборов популярностью среди интернет-аудитории стали опросы на тему — какую партию вы бы выбрали? Многие ориентируются на результаты этих голосований, некоторые им не доверяют. О том, насколько опросы отражают реальную ситуацию, в интервью рассказала социолог Айнура Сагынбаева, доктор PhD, руководитель социологической компании SIAR.

Как Вы полагаете, опираясь на свой профессиональный опыт, подобным опросам можно верить?

Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте начнем с того, насколько такое голосование представительно. Во-первых, как бы банально это ни звучало, в интернет-опросах принимают участие именно и только интернет-пользователи. Чаще всего продвинутая молодежь, которая на выборы в реальном мире… очень слабо ходит. А сельские бабушки, приученные к дисциплине много десятилетий назад, на выборы как раз ходят очень активно, хотя никакого интернета в жизни своей еще не видели. Это уже говорит о многом. Но на самом деле ситуация еще печальнее, поскольку обычно в голосовании принимают участие не посетители Всемирной сети различных идейных взглядов, а конкретно посетители данного сайта.

Скажем, многие интернет-пользователи могут вообще политикой не интересоваться и про нее материалы не искать (а на выборы раз в пять лет все же пойти). То есть такой опрос – даже не мнение большинства интернет-аудитории. К тому же, например, аудитория оппозиционного сайта может достаточно дружно проголосовать за пламенного оппозиционера, дав ему рейтинг в 90 %, но не факт, что в реальной жизни таких оппозиционеров окажется большинство.

Это, во-первых, а есть еще во-вторых и в-третьих. Беда в том, что в Кыргызстане те опросы, которые мне приходилось в последнее время видеть, поражали специалистов странной опцией. Этим грешили даже сайты, позиционирующие себя как солидные интернет-СМИ. Я имею ввиду возможность голосовать каждому участнику не один раз за все время (как, собственно, происходит на избирательном участке), а раз в сутки!

Простой арифметический подсчет демонстрирует: каждый пользователь с одного IP-адреса может проголосовать в течение месяца за партию 30 раз. А если интернет у него стоит и дома, и на работе – уже 60! То есть сто дисциплинированных сторонников партии дадут в рейтинге 6000 голосов. Но кого они хотят обмануть – самих себя? Что за вздор? Это, кстати, самый примитивный вариант, для людей технически неподкованных.

Но есть варианты более изощренные?

Ну, разумеется. Как говорил один литературный герой, есть четыреста «сравнительно честных способов». Способов накрутки голосов. Есть программы-анонимайзеры, которые вообще скрывают IP-адрес, и очень много других возможностей. Если нет верификации, то есть точного определения, кто именно уже проголосовал – такие опросы не более, чем насмешка над социологией. Возможности компьютерных программ безграничны. Об этом вам расскажут представители многих фирм, которые зарабатывают на «накрутке» в интернете неплохие деньги (они и в Бишкеке есть, уверяю вас, а в России вообще, насколько я слышала, у крупных подрядчиков расценки – один голос 10 рублей).

А в кыргызстанских интернет-голосованиях могут участвовать и зарубежные пользователи?

Вот здесь мы подходим к самому грустному пункту. А можем ли мы доверять владельцам сайтов, поскольку никто из них подробную статистику по голосованию, включая данные по зарубежному голосованию, не раскрывает?

Для специалиста-социолога определить «накрутку» особого труда не составляет. Есть простые математические модели. При условии, что есть в его распоряжении вся статистика. Очень упрощенно говоря, есть кривая, показывающая вообще количество посетителей данного сайта, и кривая проголосовавших. Очень уж сильно отличаться они не должны.

Есть закономерности: ночью голосует меньше, чем днем, в рабочие дни больше, чем в выходные. А чем еще заняться на работе, как не полазить по сайтам? И так далее. Если у партии результат более или менее стабилен на протяжении всего времени голосования – он скорее всего реален. Если же вдруг возникает резкий скачок – рейтинг вдруг прыгает вверх на тысячу-другую голосов за час, то это, скорее всего, обман. Или со стороны партий, прибегающих к неспортивным приемам, или, уж извините, со стороны как-то мотивированных владельцев сайта.

То есть проплаченных?

Ну, может им из идейных соображений какой-то партийный лидер нравится, они за него болеют. Проверить-то невозможно. Также в последние недели я видела, как в таких голосованиях на сайтах в Кыргызстане вдруг массово сбрасывали кому-то голоса как якобы «накрученные». По каким основаниям – не объясняли. В таком волеизъявлении честно победить невозможно. Как в древней игре в три наперстка, которой, говорят археологи, баловались еще в древнем Вавилоне: шарик есть – шарика нет… Никакой достоверности. О чем еще говорить?

Тогда о чем свидетельствуют подобные результаты?

Ну, например, о том, что у какой-то партии дисциплинированный актив из сотни человек, который ей сделает все голосование. Или что у партии лишних денег много… На самом деле партия может сама обмануть себя такими дутыми рейтингами. Похмелье на утро после реального голосования может оказаться обескураживающим.

Но может за этим стоять реальный и циничный практический расчет: всегда есть люди, которые подвержены чувству толпы, стадному чувству. Они могут подумать: все голосуют за партию N, а я должен быть, как все. Пойду и тоже отдам ей свой голос. Но в реальном мире таких не слишком много, и чтобы мобилизовать на свою сторону подобных стадных виртуалов, любой партии надо все голосования на корню скупить и еще сотню новых открыть. Так что самообмана в этом «соревновании» все-таки куда больше, чем жизненного смысла.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться