Акция протеста в Ереване продолжается, сообщается на centrasia.ru.
Премьер Армении Овик Абрамян заявил в четверг, что в тарифы на электроэнергию не было заложено ни одной лишней копейки. Власти также обещали рассмотреть законопроект, позволяющий выплачивать субсидии на оплату коммуналки малоимущим.
Премьер Армении: «Повышению тарифов на электричество не было альтернативы».
Тем не менее, митинг на улице Баграмяна в Ереване рядом с правительственным кварталом продолжается. Замначальника полиции Армении Унан Погосян заявил, что пока митинг мирный, полиция не станет применять силу. Демонстранты, со своей стороны, тоже ведут себя культурно и даже убирают мусор. Они предложили устроить товарищеский футбольный матч с полицией. Полицейские ответили, что после окончания протестов — с удовольствием.
Между тем события в Армении заставляют многих задуматься, не станет ли происходящее там повторением украинского майдана. Тем более что нынешние волнения уже не первые. Летом 2013 года в Армении выходили на митинги против повышения стоимости проезда в общественном транспорте на 50 процентов, устраивая пикеты у мэрии Еревана. Кстати, власти города тогда пошли на уступки.
Армянская оппозиция изучала опыт арабских революций, революций в Грузии и на Украине, так что технологии ей известны
Можно ли назвать нынешние протесты спонтанными? Многие считают, что за организацией массовых выступлений — некие силы, играющие на недовольстве населения теми или иными проблемами. В данном случае планируемым повышением с первого августа тарифа на электроэнергию на 16 процентов.
«Не исключаю, что за событиями в Армении могут стоять зарубежные неправительственные организации, склоняющие общественное мнение к западному пути развития. Подобная дилемма ранее привела уже к волнениям на Украине», — считает глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев.
В самой Армении также не исключают, что нынешними протестами могут руководить внешние силы.
«Армянская оппозиция изучала опыт арабских революций, революций в Грузии и на Украине, так что технологии ей известны», — полагает замдиректора армянского Центра политических исследований научно-образовательного фонда «Нораванк» Сергей Саркисян.
«В обществе понимают, что нельзя допустить резкого обострения ситуации. Речь среди подавляющего большинства участников акции идет об экономическом протесте. Хотя среди манифестантов могут быть и провокаторы, провозглашаются и отдельные политические лозунги», — сказал Саркисян. – «Визит Виктории Нуланд в Ереван в феврале я бы не стал напрямую увязывать с нынешними протестами. В Армении очень мало тех, кто хочет повторения майдана на Украине».
По мнению Саркисяна, то, что происходит сейчас в Ереване, — «результат стечения обстоятельств. Среди них и ухудшение экономической ситуации в Армении». А властям, по мнению эксперта, следовало бы более аккуратно подойти к столь щекотливой теме, как повышение тарифов на электричество в небогатой стране. Теперь правительство решило еще раз пересмотреть вопрос о тарифах. Некоторые политологи считают, что если проанализировать ход ереванских протестов, то видно, что он подготовлен по технологии ненасильственной борьбы американского «спеца» в этой области Джина Шарпа. И отсутствие политических требований — тоже одна из таких технологий. Политические требования появятся потом, если власти применят насильственные методы для разгона демонстраций. И организаторы митингов вынуждают правительство пойти на такие меры.
На западе с демонстрантами не церемонятся
Резиновые пули, водометы и слезоточивый газ — это стандартный набор, который применяют европейские и американские полицейские против граждан своих стран, собравшихся на несанкционированный митинг.
Участники акции протеста в Ереване начали вновь сооружать баррикады
Буквально в апреле американские полицейские жестоко подавили стихийные акции протеста, охватившие город Балтимор после убийства стражами правопорядка чернокожего подростка Фредди Грея. Против протестующих был применен слезоточивый газ, водометы, резиновые пули. Сотни людей были арестованы и оштрафованы. На помощь полиции прибыла армия, которая окружила танками и бронетранспортерами буквально весь город. Сообщалось о тридцати темнокожих участниках акции, получивших тяжелые ранения в результате действий полиции.
Год назад в Брюсселе сотни демонстрантов, требующих соблюдения прав рабочих и отмены мер жесткой экономии, попали под струи ледяной воды и слезоточивого газа, выпущенные полицейскими. Семь человек оказались в больнице с ранами, сотрясением мозга, ожогами дыхательных путей. А ведь митинг был разрешен властями. Полиция применила силу против митингующих, когда те, изменив маршрут, решили перейти улицу и двинуться к офису Европейского банка.
Кроме средств физического воздействия на демонстрантов в арсенале тюремные сроки и огромные штрафы, которые, как считается, должны отбить желание митингующих выходить на улицы. Так, например, в Соединенных Штатах ежегодно за решеткой оказывается более тысячи человек, арестованных на нелегальных демонстрациях. Еще несколько тысяч человек в год получают штрафы в размере от трех до пятнадцати тысяч долларов за участие в таких акциях. В Германии законы еще жестче. Они предусматривают трехлетние тюремные сроки организаторам несанкционированных митингов, а также крупные штрафы. В Великобритании организаторы массовых беспорядков могут попасть в тюрьму на 10 лет.