Технологии стремительно меняют мир: всего 20 лет назад только стал доступным интернет, а уже сейчас он полностью поменял правила ведения бизнеса, рекламы, продаж и т.д. Сейчас на смену традиционным моделям бизнеса на Дордое или в Торгово-Развлекательных Центрах пришли электронные торговые площадки, и ежегодно все больше людей предпочитают выматывающему хождению по ТРЦ и базарам в жару или холод удобные покупки онлайн с доставкой до дома.
На отечественном примере мы решили рассмотреть то, какие еще плюсы для потребителей появились с приходом новых моделей торговли. Одной из наиболее известных электронных торговых площадок в Кыргызстане является ресурс svetofor.info, который присутствует на рынке уже 11 лет. За этот период компания претерпела множество изменений, ведь свой путь Svetofor начинал как интернет магазин, который занимался продажей книг, но со временем покупательские привычки и потребности менялись все больше, и сейчас он уже насчитывает более 50 тысяч товаров, необходимых для комфортной жизни дома, в офисе, за городом и во время путешествий.
Сегодня Svetofor работает по принципу маркетплейса. Что это значит?
В далеком 2004 году вся деятельность была построена по принципу обычного магазина только в интернете, где розничный потребитель покупает товар у одного единственного продавца — у магазина. Начиная с 2015-го же это совершенно новая модель, выгодная как и для покупателя, так и для торговой площадки, и для третьего игрока в этой модели – розничных продавцов.
По сути получается, каждый желающий может зарегистрироваться на площадке и продавать или покупать какие-либо товары или услуги. Конечно же, перед добавлением товара на сайт, продавец проходит модерацию того, действительно ли он работает легально, и его товар соответствует стандартам качества. Таким образом, для многих начинающих предпринимателей открылась возможность начать свой бизнес на уже готовой площадке, даже не вкладывая внушительные средства на аренду помещения, продавцов, колл-центр, маркетинг и доставку.
Для покупателей же такая модель выгодна тем, что появляется огромное количество выбора одного и того же товара среди разных поставщиков с разными предложениями по цене, условиям гарантии и доставки. Получается, все предложения товаров по Кыргызстану собраны в одной площадке – покупателю стоит только, сидя за компьютером или смартфоном, сравнить предложения и выбрать самое подходящее для него.
Интересный факт. Такого рода проект впервые был реализован на рынке Кыргызстана. Ранее подобные проекты были лишь на Западе и Востоке, самые известные — Amazon и AliExpress. Стоит отметить, что Svetofor пошел чуть дальше в отличие от данных компаний и предоставил возможность своим клиентам оплачивать товар уже после получения товара. Помимо этого существуют также такие способы оплаты как: Банковское перечисление, Элсом, Элкарт, Visa, MasterCard, Яндекс Деньги, POS-Терминалом, Подарочные сертификаты и карты.
Данная модель работы маркетплейса привлекательная для продавцов и покупателей Кыргызстана еще и тем, что с помощью оперативной службы доставки охватывает 1305 (из всего существующих 1800) населенных пунктов Кыргызстана, что решает проблему как и для продавцов на Svetofor, так и для жителей регионов – теперь у них появилась возможность приобрести действительно качественный товар с доставкой.
Более того, каждый из доступных на сайте товаров можно приобрести в кредит или рассрочку от 9 (на данный момент) банков Кыргызстана. Это также добавляет удобство к покупкам дорогостоящих товаров таких как крупная бытовая техника или к покупкам нескольких товаров сразу. Не так давно, кстати, на сайте начала действовать рассрочка на покупку товаров по исламским принципам (Мурабаха).
По мнению руководства торговой площадки, успех такой модели обуславливается тем, сейчас поведение потребителя перед покупкой сильно изменилось – люди меньше советуются с окружением и больше ищут необходимую информацию и отзывы в интернете. Маркетплейс совмещает в себе все необходимое — ты видишь не только товар с характеристиками, но и отзывы настоящих потребителей; таким образом сарафанное радио вышло на новый уровень. Немаловажным удобством использования маркетплейса для потребителя является еще и то, что Svetofor имеет функционал сравнения цен товаров, различные фильтрации по характеристикам товаров и по скорости доставки.
То есть можно сказать, что самая основная задача маркетплейса – помочь конечному потребителю совершить покупку на самых выгодных для него условиях, предоставляя удобную площадку с необходимым для этого функционалом и доставкой, а также самое большое количество предложений от существующих на рынке продавцов.