Первый этап регулятивной реформы — инвентаризация нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательство — успешно завершился, и в Кыргызстане приступают ко второму, наиболее ответственному этапу — анализу и оценке этих НПА и степени их влияния на экономическую жизнь страны. Об этом сообщили в Отделе по регулятивной реформе.
В результате анализа правительство получит четкие и конкретные рекомендации насчет того, какой именно НПА следует признать утратившим силу или внести конкретные изменения в законодательство, чтобы создать благоприятные условия для ведения бизнеса в республике.
Реформа, инициированная правительством и Центром ОБСЕ в Бишкеке, нацелена на снижение административных барьеров и коррупционных проявлений, а также повышение уровня конкурентоспособности страны и эффективности госрегулирования. Ее суть в инвентаризации НПА, регулирующих бизнес, их анализе и оценке на предмет целесообразности и коррупциогенности. Итог — перечень НПА, снабженный анализом и рекомендациями, которые правительство будет либо менять, либо признавать утратившими силу.
«ОБСЕ занимается самыми сложными и проблемными вопросами. А реформы – самый больной вопрос. Регулятивная реформа напрямую связана с главнейшей темой — эффективным госуправлением. И эта реформа дает толчок не только инвестиционной активности, но и придаст импульс судьбой и, вероятно, административной реформам, будет способствовать улучшению жизни в Кыргызской республике. Поэтому регулятивная реформа – приоритет для ОБСЕ. С июля начинается следующий этап работы — это анализ и оценка, качеством которых во многом и будет обусловлена разработка дальнейших рекомендаций. Уверен, совместными усилиями нам удастся достичь результатов, и это будет по достоинству оценено гражданами Кыргызстана », — отметил посол, глава Центра ОБСЕ в Бишкеке Сергей Капинос.
Второе заседание Совета по регулятивной реформе прошло 23 июня, в Доме правительства. В ходе заседания был утвержден перечень НПА для дальнейшего анализа и оценки (его можно посмотреть на сайте www.sar.kg, http://e-guillotine.kg/). Для этого рабочим органом реформы – Отделом по регулятивной реформе — был проведен первичный анализ всех действующих НПА (свыше 72 тыс.), из которых отобрали регулирующие предпринимательство. Госорганы в свою очередь выявили у себя 1 тыс. 487 НПА, а после согласования с бизнесом и экспертами список пополнился еще на 864 НПА. Это стало результатом первого этапа регулятивной реформы.
«Мы переходим ко 2-му этапу регулятивной реформы. Вся предстоящая работа полностью автоматизирована. Анализ будет проводиться с использованием электронной базы «е-Гильотина». Как и на 1-ом этапе, в анализе будут участвовать и госорганы, и бизнес. Анализ будет проводиться не только самих нормативных актов, но и их приложений. В итоге будет проанализировано свыше 3-х тысяч документов. Для этого госорганы и частный сектор пройдут специальное обучение, им будет оказана консультационная поддержка со стороны рабочего органа Совета – Отдела по регулятивной реформе. Кроме того, предстоит провести анализ издержек государства и бизнеса, связанных с административными процедурами. Бизнес не раз заявлял о необходимости оптимизации этих процедур. Ведь именно здесь возникают различные лазейки для чиновников, создаются различные коррупционные схемы. Надо срочно их пересмотреть и внести рекомендации, обеспечивающие более прозрачные и понятные для частного сектора процедуры», — пояснил министр экономики Олег Панкратов.
Экспертами было выявлено около 2-х тыс. административных процедур, которые оказывают воздействие на бизнес. На первоначальном этапе будут проанализированы 263 приоритетные процедуры, далее будут подготовлены рекомендации по их упрощению.
Панкратов отметил, что оценка бизнеса является самым важным критерием.
«Бизнес должен понимать, что каждая сторона несет ответственность за результат. Но нужны не просто жалобы, а конструктивные предложения, факты из практического опыта. Чем больше мы будем работать в партнерстве, тем быстрее продвинется реформа и ее результаты будут выгодны. Проводя регулятивную реформу, мы ставим конкретную цель — добиться конкурентоспособности страны через создание понятной, четкой и работающей законодательной системы. Все это позволит поднять экономику страны. И сделать это можно за счет формирования положительного инвестиционного климата и создания реальных условий для предпринимателей. Для этого у нас есть политическая воля, стремление государства и частного сектора упростить процедуры видения бизнеса, сделать их более понятными и простыми, имеется поддержка опытных местных и международных консультантов. Есть желание частного сектора получить адекватные условия для ведения конкурентоспособного бизнеса. Есть желание госорганов навести порядок в законодательстве», — сказал Панкратов.
В свою очередь исполнительный директор Международного делового совета Темирбек Ажыкулов отметил, что частный сектор с нетерпением ждет окончательных результатов этих реформ.
«Мы понимаем, какой качественный скачок мы сможем совершить в области госрегулирования экономики. За счет инвентаризации, уменьшения количества НПА и оптимизации базы данных мы ожидаем снижения затрат, связанных с госрегулированием, а также сокращения коррупционных рисков. В итоге, освободятся ресурсы для инвестиций у бизнеса, повысится инвестиционная привлекательность экономики, возрастут налоговые и неналоговые поступления в государственный бюджет, и наконец, будут созданы благоприятные условия для структурных преобразований в экономике в контексте вступления страны в ЕАЭС. Поскольку процедура инвентаризации, оценки и анализа НПА является довольно долгим и кропотливым процессом, основные плоды которого мы получим в конце 2016 года, то для того, чтобы мы быстро почувствовали положительный эффект от работы проекта, параллельно запущены наиболее перспективные и востребованные бизнесом реформы», — сказал Ажыкулов.
С февраля по июнь были проведены консультации, фокус-группы с бизнес-сообществом, госорганами и экспертами. В работе приняли участие более 20 бизнес-ассоциаций, в том числе БДК, МДС, НАБА, ТПП, Бизнес-ассоциация ЖИА, Ассоциация иностранных инвесторов и другие. Всего бизнесом было предложено порядка 50 направлений реформ, из которых отобрали 4 наиболее перспективных, часть из которых содействует реализации программы правительства по развитию частного сектора. Это внедрение принципа «Молчание — знак согласия» при ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; упрощение порядка привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы; повышение эффективности информационной системы «единого окна», совершенствование процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей.