Неприкасаемые депутаты или официальное разрешение на оскорбления

Автор -
334

    Быть депутатом не очень то и легко, а быть кыргызским депутатом — еще сложнее. Народные избранники иногда так нервничают при обсуждении тех или иных вопросов, что могут и выйти за рамки дозволенного, разговаривать с людьми, как со школьниками, оскорбить их или обвинить в преступлениях.

    Однажды работник Аппарата ЖК в разговоре с журналистами признался, что терпит свою работу только из-за хорошей зарплаты, но при первой возможности покинет депутатов, поскольку надоело выслушивать претензии народных избранников.

    «У меня 20 лет опыта работы в моей сфере. А тут приходят люди, которые вчера торговали на рынке и учат меня так, как будто мою работу они знают лучше. Порой депутаты ведут себя так, как будто мы вернулись в позапрошлый век, они ханы, а мы – их рабы», — посетовал сотрудник Аппарата ЖК.

    Например, как то при обсуждении законопроекта лидера фракции «Ата Мекен» Омурбека Текебаева об ограничении ростовщической деятельности тогдашний зампредседателя Национального банка КР Заир Чокоев очень разозлил инициатора законопроекта.

    «Не болтай много! В Нацбанке одни коррупционеры. Они довели до края кыргызстанцев, а я доведу тебя! Этот человек враг народа и не должен тут сидеть! Иди отсюда, не знаю, как тебя зовут, парень в очках, больше не приходи в этот зал» — заявил Омурбек Текебаев.

    Заир Чокоев попросил депутата забрать свои слова назад и обратился к вице-спикеру с просьбой обеспечить порядок на заседании. Однако не получив внятного ответа ни от депутата, ни от вице-спикера Торобая Зулпукарова (СДПК), представитель НБ КР покинул зал заседаний.

    Позже в Нацбанке сообщили что расценили высказывания депутата, как преднамеренный отказ от конструктивного диалога и попытку давления на регуляторный орган. Отмечалось, что своими высказываниями народный избранник не только задел честь и достоинство Заира Чокоева, но и нанес урон деловой репутации Национального банка, то НБКР оставляет за собой право обратиться в Комитет по регламенту Жогорку Кенеша и депутатской этике.

    Позже Текебаев разозлился на представителей правительства, когда обсуждалось списание долгов ДУМК, инициированное лидером «Ата Мекена». Долг в 12 млн сомов Социальному фонду образовался из-за того, что в ДУМК расходы ажы-башчы на хадж записали, как зарплату, а не командировочные, как это делалось раньше. Представитель правительства в ЖК сообщил, что Соцфонд против инициативы, поскольку это сократит пенсии тех же ажы-башчы.

    «Пусть твоя голова не болит за их пенсии! Вы организация и люди низкого уровня. Что за примитивные мнения! 20 лет в ДУМКе не платили налогов, один раз написали неправильно «зарплата» вместо «командировочные», теперь вы их заставляете платить. Религиозные организации даже президент Атамбаев призывает поддерживать. В прошлом году мы 30 млн сомов долгов хотели простить, но президент наложил вето и мы преодолели это вето. Теперь они будут писать, что это командировочные, а не зарплата, этот ажы башчы не просит этой пенсии. Надо о народе думать, об истории, понял? Передай от меня привет Оторбаеву», — разозлился Текебаев.

    Недавно этот же депутат в ходе пресс-конференции заявил, что правительство Кыргызстана продалось канадской компании Centarra Gold Inc., и по вопросам Кумтора защищает интересы компании, а не государства.

    Другой «атамекеновец» Бактыбек Калмаматов как-то заявил, что в Аппарате президента работают дураки.

    «Президент сейчас на каждом шагу говорит о том, что идет борьба с коррупцией. Тогда почему такие законопроекты, которые явно направлены на борьбу с коррупцией, отклоняются? Либо в Аппарате президента сидят люди, которые не понимают эти законопроекты, либо дураки. По идее, сейчас партия СДПК должна забросать нас законами против коррупции, но таких законопроектов мало, а вы еще отклоняете их!», — возмутился Калмаматов.

    Представитель президента в Жогорку Кенеше Молдакун Абдылдаев попросил парламентария соблюдать этику и быть более корректным.

    Депутат от фракции «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошова невзлюбила председателя ЦИК Туйгуналы Абдраимова, заявив, что он проворачивал коррупционные схемы и использовал свои полномочия не в рамках закона.

    «Закон работает только для депутатов «Ата-Журта»? Почему Туйгунаалы Абдраимов до сих пор на своем посту, хотя у него очень много нарушений? У меня есть на руках материалы, которые должна рассмотреть Генпрокуратура», — сказала нардеп.

    Туйгуналы Абдраимов ответил на претензии народной избранницы, а также добавил, что мог бы подать на нее в суд за клевету, однако позже сказал, что «на таких людей, как она, даже в суд не стоит подавать».

    Бывший депутат от фракции «Ата Мекен» Равшан Жеенбеков недавно сообщил, что во время курултая оппозиционеров в Джалал-Абаде один из местных жителей рассказал о том, как Асылбек Жээнбеков (СДПК), ныне спикер Жогорку Кенеша, раздавал оружие во время июньских событий 2010 года.

    «Было сказано, что вы привезли 170 автоматов и 70 пистолетов и раздали. Вы должны были ответить сразу, как только вышла эта информация, но вы молчите, а это толкает на мысли, что это является правдой», — сказал Жеенбеков.

    Спикер заявил, что это человек уже был привлечен к ответственности за ложные обвинения, пригрозив, что Жеенбекова ждет такая же участь.

    Депутат от фракции СДПК Ирина Карамушкина также часто делала различные заявления, особенно часто критикуя представителей оппозиционных фракций или требуя лишить  аккредитации отдельных парламентских журналистов.

    Недавно она заявила, что народная избранница заявила, что в том, что российская гражданка Адина Турдубаева, которую обвиняют в мошенничестве, находится в СИЗО, виноват экс-премьер-министр КР Омурбек Бабанов. По словам Карамушикной, именно Бабанов «отобрал бизнес» у Турдубаевой, а сейчас удерживает ее в СИЗО.

    В тот же день сопредседатель партии «Республика Ата-Журт» Омурбек Бабанов заявил, что намерен судиться с Карамушкиной, если она не принесет извинений за клевету.

    Скорее всего, ждать политику придется долго, потому что кыргызские депутаты не привыкли приносить извинения за свои высказывания. Причем, делают они это вполне законно. Народные избранники наделили себя большими полномочиями. Кроме права на различные «ништяки», как однажды выразилась известная правозащитница Кыргызстана, в виде служебных авто, квартир, командировочных и так далее, депутаты еще имеют неприкосновенность. В законе «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» пописано, что депутат не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше в течение срока его полномочий. Привлечение депутата к уголовной, а также к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается только с согласия Жогорку Кенеша, за исключением совершения им особо тяжких преступлений. Кстати, согласие на привлечение к ответственности депутатов коллеги никогда не дают, ведь как известно, ворон ворону глаз не выклюет. Примером тому могут послужить дела таких депутатов, как Исхак Пирматов, Садыр Жапаров, Нурлан Торобеков. Генпрокуратура выявляла нарушения со стороны этих депутатов и просила лишить их неприкосновенности, однако Жогорку Кенеш ни разу не принял положительного решения. Между тем депутаты себя от оскорблений защитили законодательно, прописав, что оскорбление депутата, а равно клевета в отношении него, распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде, а также любые агрессивные действия, направленные против него, влекут ответственность. Об объективности в данном случае речи никакой нет.

    Кстати, в той же Российской Федерации, чьи законы часто копируют наши парламентарии, статус депутата не так высок. Закон гласит, что депутат Госдумы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Но это положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством.

    Может быть, кыргызским парламентариям стоит взять пример с российских коллег и в этом случае и прописать хоть какую-то ответственность за публичные обвинения и оскорбления, тем самым создав хоть какое-то равноправие в обществе?

    Поделитесь новостью