Десятого июля в столице Башкирии в городе Уфе прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Главы государств-членов организации подписали пакет документов, который состоит из 14 пунктов, и приняли три устных решения. Так, президенты Кыргызстана, России, Казахстана, Китая, Таджикистана и Узбекистана приняли Уфимскую декларацию, одобрили Стратегию развития ШОС до 2025 года, и запустили процесс присоединения к ШОС двух новых членов – Индии и Пакистана.
Среди подписанных документов и Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по пограничным вопросам.
Министр иностранных дел Кыргызской Республики Эрлан Абдылдаев в интервью K—News рассказал о важности подписанного документа, отмечая инициативу президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева по заключению Соглашения об укреплении доверия в районе границ между странами Центральноазиатского региона.
Глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на полях саммита ШОС предложил партнерам по региону подписать на двусторонней основе Соглашение об укреплении доверия в районе границ. В чем суть документа?
Хотел бы вернуться в 1996 год, когда страны «Шанхайской пятерки» подписали базовые соглашения — об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Отметим, что все эти соглашения подписывались странами, которые граничили с Китаем.
Нынешняя идея президента Атамбаева заключается в том, чтобы аналогичные соглашения перенести на Центральноазиатский регион, когда, к примеру, между Кыргызстаном и Таджикистаном, Таджикистаном и Узбекистаном будут иметь юридическую силу такие документы. Необходимо чтобы мы имели такие соглашения с нашими соседями и наши соседи между собой. Во-первых, это укрепление доверия, как в районе границ, так и между странами. Во-вторых, соглашения будут способствовать решению вопросов делимитации границ.
На сегодняшний день, мы имеем такое ратифицированное соглашение с Казахстаном, и в ближайшее время произойдет обмен верификационными грамотами, и оно вступит в силу. Такие соглашения будут способствовать обеспечению стабильности и безопасности в регионе в целом.
Атамбаев также в своей речи сказал о Стратегии развития ШОС до 2025 года. Когда документ будет в открытом доступе?
На бишкекском Саммите ШОС в 2013 году все страны члены организации приняли решение о разработке стратегического документа, который бы определял направление развития организации. Сегодня президенты подписали такой документ.
Стратегия определяет те направления, которые будут задействованы всеми странами в политической плоскости, обеспечения безопасности и стабильности, в области торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Это своего рода «Дорожная карта» ШОС, которая определяет цели и результаты на ближайшее десятилетие. Отмечу, что документ был принят на основе консенсуса.
Принято решение о вступлении в ШОС Индии и Пакистана. Как быстро они будут приняты в организацию?
Это большой процесс. Замечу, что в рамках ШОС было подписано большое количество базовых соглашений, как например Хартия ШОС, одно из базовых соглашений по борьбе с тремя злами, и многие другие. Страны-заявители должны все эти документы доподписать и ратифицировать, и после этого они становиться членами ШОС. Это все зависит от воли этих стран, как быстро они могут все это сделать.
Кроме этого, в ходе саммита было принято решение о повышении статуса Беларуси с партнера по диалогу до страны-наблюдателя, а также предоставлении Армении, Азербайджану, Непалу и Камбодже статуса партнера по диалогу. Все страны могут работать друг с другом по секторальным направлениям в рамках ШОС. Отмечу, что сегодня заинтересованность проявляет Турция. Шри-Ланка, другие страны. Как минимум две вышеперечисленные страны изучают вопрос получения статуса партнера по диалогу. Таких стран, я думаю, будет все больше и больше.
Решение о повышении статуса Беларуси с партнера по диалогу до страны-наблюдателя говорит о том, что Минск намерен войти в ШОС?
Как я уже говорил, основные направления и основные базисные документы, с которых зародилась ШОС – это Соглашение об укрепления доверия и Соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границ между странами, которые граничат с Китаем. Сегодня ШОС – регион, который расширяется от Центральной Азии. Насколько Беларусь готова к такому процессу и насколько страны организации к этому готовы – вопрос будущего. А пока эта страна готова как наблюдатель более активно участвовать в политических процессах и развивать торгово-экономическое сотрудничество. Сказать о том, что Минск войдет в ШОС, это гадание на кофейной гуще.
Отмечу, что большинство стран ШОС являются членами Евразийского экономического союза, плюс есть большая инициатива экономического развития Великого Шелкового пути «Один пояс, одна дорога», которая инициирована Китаем. Мы хотели бы развивать оба экономических направления одновременно, где-то совмещая их. Вполне возможно, что на этом совмещении участие Белоруссии более логично.
Вы сказали об экономике ШОС. Атамбаев в очередной раз напомнил партнерам по организации о проекте создания Банка ШОС и Фонда развития ШОС?
Да, конечно же, финансовое сопровождение экономических проектов невозможно без создания финансового института, таких как Банк ШОС и Фонд развития ШОС. Мы считаем, что это логичный шаг, который должен быть сделан нашей организацией. Мы давно обсуждаем вопрос создания такого кредитного учреждения. Мы ожидаем, что в ближайшее время главы Центральных банков и министры финансов ШОС соберутся в Кыргызстане и будут обсуждать этот вопрос. И, конечно, с учетом имеющегося опыта, географического расположения и с учетом принципа равномерного распределения и размещения структур ШОС мы готовы предложить Бишкек, как столицу, где будут размещен центральный офис банка. Отмечу, что в Кыргызстане не существует ни одной структуры организации.