Инклюзивное образование – это образовательное, гуманистическое направление, которое необходимо развивать в современном Кыргызстане. О том, как продвигается процесс создания инклюзивной среды в стране и какой вклад в этот процесс вносят общественные организации, рассказала менеджер по проектам Фонда Евразии Центральной Азии (ФЕЦА) Анара Надирбекова.
Как отметила эксперт, ФЕЦА в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья через предоставление качественных гарантированных услуг», который реализуется при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», проводит работу по созданию механизмов комплексной помощи ребенку дошкольного возраста.
Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте и задачах, которые стоят перед вами.
Наш проект начался в прошлом году, но он является продолжением той работы, которую мы выполняем уже на протяжении нескольких лет. Проект направлен на создание благоприятных образовательных условий в рамках комплексного подхода к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит на ранних этапах отследить риски в развитии ребенка и провести реабилитационные мероприятия. Наша самая главная задача, чтобы ребенок своевременно был включен в образовательный процесс. Для этого мы работаем с медицинскими специалистами, педагогами, родителями и представителями местных властей. А роль родителей – самая важная в этом вопросе, зачастую именно от родителей зависят решения, которые могут качественно повлиять на жизнь ребенка, поэтому с ними мы работаем в первую очередь. По стране у нас созданы 62 родительские группы в рамках смежных проектов ФЕЦА. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Министерством образования и науки КР, совместно разработаны проекты нормативно-правовых документов, которые впоследствии оптимизируют деятельность педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование в Кыргызстане пока, к сожалению, недостаточно развито. Какой вклад вносят ваши проекты в развитие инклюзивной среды?
В каждой области мы создаем карту образовательных услуг. Таким образом, мы хотим показать, какой реальный потенциал образовательных ресурсов и услуг есть в каждом регионе. Мы создали три ресурсных центра инклюзивного образования: в Чуйской, Нарынской и Ошской областях благодаря финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» и Института Открытого Общества. Это не кружки, и не группы по интересам. Это центры предшкольной подготовки на идеях инклюзивного образования при общеобразовательных школах. Наши ресурсные центры помогают детям с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к школе по программе Министерства образования и науки. Первый такой центр был открыт в селе Лебединовка Чуйской области. Этот опыт был показательным и успешным. За время работы ресурсных центров более 200 детей прошли курсы предшкольной подготовки, 40 % из них — дети с ограниченными возможностями здоровья с различными диагнозами. Для соблюдения принципа инклюзивности 70 % детей должны быть без отклонений, а 30 % – с ограниченными возможностями. Но так как наплыв детей в центры большой, у нас соотношение детей 40 % на 60 %.
В рамках проектов были изданы пособия в помощь педагогам для детей с инвалидностью. Расскажите об этом опыте.
Да, мы издали более 20 научно-популярных методических пособий при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», Института Открытого общества и других организаций. Все пособия направлены на оказание методической поддержки педагогам и создание оптимальных условий обучения детей с общеобразовательными потребностями. В этом году разработан проект концепции инклюзивного образования, где отражены все аспекты для создания инклюзивной среды. Мы надеемся, что в следующем году документ пройдет свою апробацию.
Одно из пособий написано на основе опыта учителей ресурсных центров. Педагоги описали методики, которые они применяют, чтобы развить те или иные навыки у детей с различными диагнозами.
Как вы сотрудничаете с другими ведомствами?
Как я уже отметила, мы тесно сотрудничаем со всеми ведомствами. Для улучшения взаимодействия между профильными министерствами и координации их действий в вопросах оказания поддержки детям, мы создали координационные советы на местах.
Какие перспективные направления в вопросах образования детей с ограниченными возможностями здоровья Вы считаете наиболее актуальными на сегодняшний день?
Прежде всего, переход от коллективного подхода к детоцентрированному. Школа должна учитывать возможности каждого ребенка, а педагоги должны быть готовы к работе с детьми с разными возможностями.