Первая социальная среда, куда попадает ребенок, — это семья: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, родственники. И именно семье принадлежит решающая роль в том, чтобы ребенок развивался и в дальнейшем стал самостоятельной личностью. Еще большее значение воздействие семьи имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь нередко родственники являются едва ли не единственным институтом воспитания для таких ребят. И какие бы не были системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как бы усердно не работали социальные педагоги, психологи, этот труд может стать напрасным, если родители не будут активно участвовать в обучении своего ребенка.
«Из личного опыта могу сказать, что ребятам с особенностями очень трудно адаптироваться в обществе, среди здоровых детей. Эти детки очень закомплексованные, у них есть страх, неуверенность в себе, самооценка на нуле. И здесь, прежде всего, нужна помощь со стороны родителей, со стороны семьи: близкие должны быть подготовлены. А что мы часто наблюдаем? Родители сами шокированы, испуганы, они не знают, что делать, они боятся отдавать детей с нарушениями в общеобразовательные школы, то есть включать их в систему инклюзивного образования. И весь этот страх передается детям. Конечно, это большая проблема. Как бы педагоги не старались, как бы они не работали с особенными детишками, это всего лишь несколько часов в день. А потом они возвращаются домой, поэтому роль родителей очень важна», — рассказывает школьный учитель из Нарына Мунара Ниязалиева.
По словам Ниязалиевой, родители детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи не меньше их детей – зачастую и из-за социального положения.
«Часто положение у таких семей ужасное, иногда у ребят нет одного из родителей, иногда его воспитывают бабушки и дедушки. Семьям нужна помощь. Они ребенка приводят в ресурсный центр инклюзивного образования или отдают в общеобразовательную школу, он начинает проявлять какие-то таланты, они, конечно, рады, но затем ребенок обратно возвращается домой. Поэтому дома для него также должна быть создана благоприятная атмосфера », — отмечает педагог.
По ее словам, в ресурсном центре инклюзивного образования, который был открыт в Нарыне в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при поддержке Института Открытого Общества, благодаря дружелюбной обстановке, небольшому количеству деток в группах ребята раскрываются, могут спокойно говорить, рисовать, проявлять свои таланты.
Как отмечает преподаватель, детей с ограниченными возможностями нужно включать в систему общеобразовательных школ, таким образом, социализируя их, но без работы и усилий со стороны родителей это очень сложно сделать.
«Мы видим, что прогресс у ребят с особенностями, которые учатся в общеобразовательной школе, есть. В школу они приходят такие испуганные, закомплексованные, но в процессе, несмотря на все трудности, они уже раскрываются, становятся более раскованными. Среди одноклассников они находят друзей, они им помогают. Но все равно, я повторюсь, с такими детишками надо работать, отдавать им всю свою любовь, их нужно готовить к школе, вселять в них уверенность, верить в них. При нас они начинают проявлять свои таланты, даже родители удивляются – они сами часто не знают, на что способен их ребенок. Надо любить ребенка, всю свою любовь отдавать, говорить, что он хороший, готовить его. А некоторые родители на своих детей смотрят – вот такой родился, вот такая судьба, и все, крест на нем ставят, на счет будущего не думают. Даже когда с ними преподаватели разговаривают, пытаются что-то объяснить, они вроде и слушают, но не слышат. Такого нельзя допускать», — говорит Мунара Ниязалиева.
Безусловно, воспитание ребенка — в первую очередь задача родителей. А для воспитания малыша с ограниченными возможностями здоровья мамам и папам нужно знать не только все его особенности, но и знать, как ребенку помочь проявить себя, адаптироваться в обществе. Как отмечает Нина Быковченко, заведующая Кафедрой спецпедагогики КГУ имени Арабаева, таким родителям необходимы особые знания и поддержка специалистов.
«Наш институт педагоги как раз готовит таких специалистов. К нам приходят мамы, у которых есть дети с особыми образовательными потребностями, чтобы получить знания, чтобы правильно воспитывать ребенка, обращаются за консультациями, детишек приводят, чтобы наши специалисты могли рекомендовать, как с ним заниматься нужно. Например, ребенок не говорит, а ему уже 5 лет. Или говорит, но непонятно – идет задержка речевого развития. Психолого-медико-педагогическая консультация устанавливает, что делать, с какими специалистами заниматься, в каком в образовательном детском учреждении следует его обучать. Начинать заниматься с ребенком нужно с самого рождения, чтобы уже сразу увидеть, что неправильно идет в его развитии, и помогать», — говорит Нина Быковченко.
Сейчас в Кыргызстане существует частичная точечная помощь для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Как отметила завкафедрой КГУ, такую помощь оказывает Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), который проводит обучающие тренинги для родителей, обучающие встречи для педагогов, выпускает материалы о правах и особенностях детей.
Кроме того, найти поддержку родители особенных детишек могут в «Ассоциации родителей детей инвалидов», в ресурсных центрах инклюзивного образования ФЕЦА, на кафедре соцпедагогики КГУ, а также в рамках различных проектов Фонда «Сорос-Кыргызстан».
«Родители должны очень много учиться, заниматься своим образованием, не просто любить своего ребенка, но и грамотно уметь ему помочь. Очень хорошо будет, если родители получат специальное образование – поступят на дефектологическое обучение, тогда им будет проще заниматься с детками. Ведь здесь одной книжкой не обойдешься», — говорит Нина Быковченко, отмечая, что многие родители детей с особенностями, получив образование, решают посвятить себя работе уже с другими ребятами.
«Как правило, у таких детей отсутствует мотивация и им очень сложно учиться. Если родители решили отдать ребенка в обычную среднюю школу, а не в специальное учебное заведение, интернат, прежде всего, нужно повышать его мотивационную готовность к обучению. Родитель должен рассказывать ребенку о школе, водить в здание школы, объяснять, чему там учат, приводить в пример себя, старших братьев и сестер. Правильная мотивация нужна, чтобы он понимал, зачем ему туда ходить. А это объяснить могут только родители», — говорит специалист, добавляя, что замкнутость и страх детей перед школой, перед сверстниками в первую очередь могут помочь победить их родители.
При этом, отмечает Нина Быковченко, должна быть совместная работа родителей и школы. Если нет ее, то в воспитании и развитии ребенка успеха не будет. Поэтому в продвижении инклюзивно образования большая роль уделяется именно родителям.