Инклюзивное образование: право каждого ребенка на достойную жизнь

Автор -
834

    В Кыргызстане существует традиционная система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, унаследованная со времен Советского Союза. Она представлена рядом специализированных детских образовательных организаций для детей с различными нарушениями.

    С 1996 года в республике появилось инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и любой другой, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Эта практика давно применяется во всем мире, в Кыргызстане же больший вклад в этой области сделан различными неправительственными организациями, такими как фонд «Спасите детей», ЮНИСЕФ, Фонд Евразия Центральной Азии, Фонд «Сорос-Кыргызстан».

    Как рассказывает председатель республиканской Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) Татьяна Романова, инклюзивное образование сейчас получает поддержку со стороны государства: была внедрена 240-часовая и 100-часовая программа подготовки детей к школе, в ней также могут участвовать детки с ограниченными возможностями. Однако здесь не удается уделить достаточного внимания всем детям, да и возможности государства очень ограничены.

    «Инклюзивное образование помогает ребенку приобрести опыт общения со сверстниками, взаимодействия с другими детьми. Такая система позволяет ребятам с нарушениями быстрее развиваться, у них для себя появляется более высокая планка в развитии. Когда он вырастет, он же не будет жить в среде людей только с нарушениями. В такой системе образования он уже с детства социализируется, готовится к взрослой жизни. А если он будет замкнут в специальной школе, он никогда не приобретет опыт общения с обычными детьми, такие детки, вырастая, становятся несамостоятельными», — говорит специалист.

    В основе инклюзивного образования лежит идея равенства, права каждого ребенка на образование. И другие дети через инклюзивное образование учатся быть гуманными, потому что рядом с ними учится особенный ребенок. Это влияет в будущем на отношение общества к людям с ограниченными возможностями.

    «Многие детки сад не посещают, к школе не готовы, особенно дети с нарушениями в развитии — им крайне необходима предшкольная подготовка, чтобы раскрыть свой потенциал, овладеть знаниями, чтобы уже более уверенными идти в школу. Очень хорошо, что сейчас появляются новые актуальные программы, которых раньше не было в нашей республике. Это, к примеру, предшкольная подготовка детей с нарушениями в развитии: в рамках программы ФЕЦА при поддержке Института Открытого Общества   были открыты 3 ресурсных центра инклюзивного образования в Бишкеке, Нарыне и Оше. За последние 3 года в этих центрах прошли обучение около 200 детей с различными нарушениями. Они  уже поступили в массовую общеобразовательную школу подготовленными. Мы надеемся, что этот опыт найдет поддержку со стороны государства и будет в будущем расширен», — отмечает Татьяна Романова.

    Также, по ее словам, хороший опыт – это новые программы для детей аутистов, реализованные благодаря Фонду «Сорос-Кыргызстан». В рамках проекта был открыт класс для детей аутистов на базе 34-й вспомогательной школы. Кроем того, в республике есть сопровождение детей с ограниченными возможностями – в рамках общеобразовательной программы ребенок получает сопровождение в виде консультаций специалистов. Для этого у нас в стране созданы городские и районные Психолого-медико-педагогической консультации. И в этой связи активно ведется работа с социальными педагогами для поддержки инклюзивного образования.

    «А ресурсные центры, созданные в рамках программы ФЕЦА, – это уникальный опыт в Центральной Азии, таких центров по предшкольной подготовке не создавалось ни в одной центроальноазиатский республике. Кроме того, что там обучаются дети, туда могут прийти и педагоги из других общеобразовательных школ провести обмен опытом, там проводят консультации и для родителей», — рассказывает глава Психолого-медико-педагогической консультации.

    Ресурсные центры посещают не только дети с нарушениями в развитии, но и здоровые дети. Так как в группах обучаются до 15 человек, педагогу легче оказать индивидуальный подход таким детям. Также у преподавателя есть помощник: где учитель не справляется – ребенок имеет серьезные нарушения, и надо уделять внимание и ему, и всему классу — там помощник включается в работу. 

    «Все эти 3 центра были оснащены различными дидактическими пособиями, учебными материалами, и процесс обучения, конечно, проходил на высоком уровне, потому что детям с нарушениями в развитии всегда нужна яркая красочная наглядность, большое количество дидактических материалов. Хотелось бы, чтобы и в обычных школах было побольше таких материалов, тогда развитие таких детей будет интенсивней проходить, обучать будет намного легче», — говорит Татьяна Романова.

    Кроме учебного процесса, для детишек проводились различные мероприятия — праздники, утренники, экскурсии. Это способствовало общему развитию каждого ребенка. Конечно, активно проводилась работа и с родителями – они получали максимальную информацию о возможностях своего ребенка, об особенностях его характера, о динамике его развития, о его правах.

    Как поделилась мама одного из учеников ресурсного центра в Оше Назира Шералиева, после 6-месячного обучения ей уже не страшно отдавать своего ребенка в общеобразовательную школу.

    «Мой ребенок в школу не ходил, у него были проблемы со зрением, я и сама боялась отдавать его. А в этом году мы уже пойдем в 1-й класс. У нас была дошкольная подготовка, дополнительно проводили уроки музыки. Как оказалось, музыка очень помогает развивать слух и память, и нам очень понравились эти занятия. Хорошо, что там было много разных книжек, наглядных материалов, игрушек! И помимо того, что наших детей готовили к школе, к ним приходили ребята-старшеклассники, делали с ними домашнюю работу, устраивали праздники, водили ребят на конкурс рисунков. Наши дети чувствовали себя как короли. Конечно, было очень приятно», — улыбается Назира.

    По ее словам, в ресурсный центр приглашали и социальных педагогов, и юристов, рассказывали родителям об их правах и возможностях.

    «Раньше я боялась отдавать ребенка в обычную школу, и в интернат отдавать не хотела, думала почему-то, что в обычной школе он не сможет учиться. Но сейчас я уже знаю, что он сможет, знаю, что в каждой школе должны быть условия — должен быть пандус, должен быть хотя бы поручень, что я имею право требовать, чтобы моего ребенка сажали за первую парту, чтобы давали необходимые пособия, что есть специальные учебные материалы. Сейчас мы знаем, что мы имеем право на социальные пакеты, мы даже узнали, что есть соцработник, который за нами закреплен», — говорит родительница и признается, что раньше действительно не пользовалась теми правами, которые у нее есть, и просто о них не знала.

    «Я познакомилась со многими родителями детей с ограниченными возможностями, теперь думаю создать родительский комитет, чтобы вместе что-то делать, помогать нашим детям. Было бы очень хорошо, если бы таких центров было больше, не только в нашем городе, но и по всей республике. Потому что нам действительно это очень помогло», — заключила Назира.

    Поделитесь новостью