В Кыргызстане уделяется немало внимания инклюзивному образованию, и в этом вопросе Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) занимает активную позицию. По словам исполнительного директора ФЕЦА Динары Мусабековой, дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее уязвимых групп населения.
«При этом одна из самых серьезных проблем – это доступ к образованию таких детей. Поэтому наш фонд, понимая это, просто не мог оставаться в стороне. Более шести лет ФЕЦА занимается поддержкой детей с ограниченными возможностями, их семей и педагогов. Эта работа стала одним из приоритетных направлений в деятельности ФЕЦА. Все это позволило выйти нам на республиканский уровень. Мы оказываем такую поддержку в 6 областях Кыргызстана, тесно сотрудничая с другими общественными организациями, профильными министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, лидерами местных сообществ. Нас поддерживают авторитетные международные организации. Наши проекты направлены на поддержку учителей, родителей и непосредственно самих детей», — говорит Мусабекова.
По ее словам, одно из наиболее важных достижений — это создание ресурсных центров инклюзивного образования, где дети с ограниченными возможностями проходят предшкольную подготовку, чтобы затем поступить в общеобразовательную школу. Первый такой центр был открыт при поддержке Института открытого общества в 2012 году в пригороде Бишкека. Затем аналогичные центры были созданы в Оше и Нарыне. Такие центры были созданы впервые в Центральной Азии.
«Мы смогли продемонстрировать возможности, как самих детей, так и преподавателей, которые прошли краткосрочные курсы и затем начали реализовывать свои навыки, работая в данных ресурсных центрах. Более 80 процентов выпускников ресурсных центров смогли успешно потупить в первые классы общеобразовательных школ. Всего на данный момент уже более 150 выпускников. В самих ресурсных центрах проходят подготовку не только дети с ограниченными возможностями, но и обычные ребята. Очень важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями обучался в среде обычных детей, число которых должно преобладать. Это дает возможность ребятам лучше адаптироваться к среде своих сверстников, перенимать положительный опыт. Успехи детей наполняют сердца родителей надеждой и верой в динамичное развитие и успешный жизненный путь своего ребенка», — заключила директор Фонда.