Казахстан последний завершил процедуру ратификации договора в августе этого года. В ближайшее время ЕЭК ожидает уведомление от Казахстана о выполнении всех внутригосударственных процедур по вступлению в силу договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Об этом сообщил министр экономики Олег Панкратов.
Он напомнил, что в июне — июле этого года государства-члены завершили все внутригосударственные процедуры по вступлению в силу договора о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и направили свои уведомления о завершении процедур по ратификации в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК).
В соответствии со ст.11 договора о присоединении КР к ЕАЭС данный договор вступает в силу с даты получения депозитарием (ЕЭК) по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами — членами ЕАЭС внутригосударственных процедур. С этого момента Кыргызстана станет полноправным членом ЕАЭС.
Согласно ст. 4 договора о присоединении КР к ЕАЭС с даты вступления данного договора в силу акты органов ЕАЭС, а также решения высшего Евразийского экономического совета (Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза)), решения ЕЭК (Комиссии ТС), действующие на дату вступления данного договора в силу, подлежат применению на территории Кыргызстана.
В частности, решение высшего евразийского экономического союза от 8 мая 2015 года «Об отмене таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы» предусматривает, что отмена таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы происходит с даты вступления в силу договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС.
Со вступлением в силу договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС и отменой таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы для Кыргызстана начинают действовать все нормы ЕАЭС, в том числе:
1. Отмена таможенного оформления, сборов и таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС;
2. Применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС и Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
3. Работодатели государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства;
4. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов и членой семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства;
5. Применяются единые требования на продукцию, установленные Техническими регламентами ТС. Также документы, подтверждающие безопасность продукции, будут единого образца и будут признаваться в любом государстве-члене ЕАЭС;
6. Государства – члены во взаимной торговле взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогооблажение в государстве — члене, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-членов, было не менее благоприятным, чем налогооблажение применяемое этим государством — членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территоии.