«К концу первого полугодия 2015 года россияне, кажется, начали смиряться с экономическим ущербом, нанесенным падением цен на нефть. Сейчас им, вероятно, угрожает болезненный второй раунд», — пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
«Простые россияне уже платят высокую цену за решение сменявших друг друга правительств пользоваться дороговизной нефти в 2000-е годы и не вкладывать ресурсы в модернизацию экономики. Потребительский рай, появившийся в больших городах, дает трещины, и условия жизни, скорее всего, ухудшатся», — говорится в статье.
За второй квартал этого года ВВП России сократился на 4,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Страна зависит от импорта потребительских товаров, и инфляция превысила 15%. Количество необслуживаемых кредитов физических лиц возрастало с каждым месяцем этого года, пишет Бершидский.
«Туристические поездки россиян в Турцию упали на 28% в первой половине этого года, по сравнению с первым полугодием 2014-го, путешествия в Испанию, Францию и Италию сократились на треть», — указывает журналист. Поездки в Таиланд уменьшились вполовину.
«Ранее в этом году некоторые аналитики предполагали, что замена дорогих импортных товаров местными может стать вторым двигателем экономического роста в России, на фоне того как цены на нефть остаются низкими. Однако повышение цен на нефть весной подорвало — или, что более вероятно, — отложило подобный эффект», — полагает автор.
Правительству, возможно, необходимо, чтобы курс рубля еще снизился, чтобы импортозамещение начало иметь больше смысла, рассуждает Бершидский. Кроме того, оно должно обеспечить сбалансированность в условиях уменьшения доходов. В первой половине 2015 года нефть и газ приносили в казну 45% средств — по сравнению с 52% годом ранее, когда средняя цена на нефть была 58 долларов за баррель. Теперь российская нефть торгуется на уровне 49 долларов. Если цена составит в среднем 45 долларов во второй половине года, чего можно ожидать, учитывая постоянный глобальный избыток, России придется пойти по меньшей мере на 10-процентную девальвацию, чтобы избежать расширения бюджетного дефицита, говорится в статье.
«Правительство и Центробанк не будут долго сомневаться, позволять ли рублю падать и заставлять ли простых россиян заплатить еще больше», — полагает автор. «А граждане проявили невероятное терпение в ходе первого раунда девальвации и инфляции, приняв пропагандистскую линию, что страна должна пойти на жертвы перед лицом западной враждебности», — заключает Бершидский.