Эскалация конфликта в Донбассе фактически обнулила заслуги Минска как посредника в мирном урегулировании на Украине. Короткая серия дипломатических побед президента Белоруссии, в ходе минских переговоров оказавшегося в кругу лидеров ведущих европейских держав, завершилась. В этих условиях господин Лукашенко пошел навстречу давним требованиям Брюсселя — амнистировал политзаключенных. Это значительно повышает шансы на признание Европой результатов президентских выборов 11 октября, пишет «Коммерсант».
В Белоруссии в конце прошлой недели завершился сбор подписей в поддержку кандидатов на президентских выборах. Результаты оказались предсказуемыми: бессменного главу государства Александра Лукашенко, который намерен переизбраться на пятый срок, поддержали 1,7 млн будущих избирателей. Четверо из восьми его оппонентов, которые по итогам сбора подписей смогут продолжить участие в предвыборной гонке, незначительно перешагнули планку в необходимые 100 тыс. Это лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич, представитель коалиции «Говори правду» Татьяна Короткевич, экономист Виктор Терещенко и председатель Белорусской патриотической партии Николай Улахович.
«За пять лет, которые прошли с предыдущих президентских выборов, политика в стране деградировала до такого уровня, что эти выборы уже даже немодно обсуждать,— говорит «Ъ» белорусский оппозиционер, бывший политзаключенный Сергей Казаков.— Я вынужден признать, что не вижу реальным кандидатом кого-то, кроме Лукашенко. В стране сложилась такая ситуация, что альтернативы ему нет». В 2011 году Сергей Казаков был приговорен к трем годам колонии, правда, вышел на свободу досрочно, спустя семь месяцев. Его осудили за организацию общественных беспорядков в конце 2010 года, когда вместе с соратниками господин Казаков провел акцию, приуроченную к переизбранию Александра Лукашенко на четвертый срок.
Не всем единомышленникам Сергея Казакова повезло так же, как ему: руководитель оппозиционного движения, бывший кандидат в президенты Белоруссии Александр Статкевич был приговорен к шести с половиной годам тюремного заключения, которое до последнего момента отбывал одновременно еще с пятью политзаключенными. Хотя большинство оппозиционеров вышли на свободу в 2012 году, Запад выставил Минску ультиматум и заморозил отношения с белорусскими властями до тех пор, пока в тюрьме остается хотя бы один политзаключенный. Сменить гнев на милость и исполнить давнее требование ЕС и США господин Лукашенко решил в минувшую субботу — как заявили в президентской пресс-службе, «исходя из принципа гуманизма».
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини и еврокомиссар по политике соседства Йоханнес Хан высоко оценили решение Минска, при этом выразив надежду на устранение властями Белоруссии «всех ограничений по реализации гражданских и политических прав освобожденных». А генсек Совета Европы Турбьорн Ягланд воспользовался случаем, чтобы призвать белорусское руководство объявить мораторий на смертную казнь.
По мнению доцента МГИМО политолога Кирилла Коктыша, «Европа заинтересована в коммуникации с Белоруссией», но шансы на то, что ЕС признает результаты выборов, можно оценить как 50 на 50. При этом он отмечает, что «де-факто Европа и так признавала все предыдущие выборы: коммуникацию с Минском никто не отменял, дипотношения поддерживались». Что же касается Александра Лукашенко, то он, как заверил «Ъ» эксперт НИУ ВШЭ Дмитрий Болкунец, «заинтересован в признании выборов и нормализации отношений с Западом, чтобы добиться получения кредита от МВФ и избавить Минск от привязки к финансированию исключительно с российской стороны».
Сам господин Лукашенко накануне объявил, что «перед Белоруссией не стоит проблемы выбора — сотрудничать с Россией или с Западом». «Любой западный политик, который сюда (в Белоруссию.— «Ъ») приезжал, никогда не скажет, что мы кого-то пугали Россией»,— подчеркнул белорусский лидер. Минск, по его словам, «открыто и честно» заявляет о желании нормализовать отношения с ЕС и США, Россия же «не должна сомневаться в честности, принципиальности и надежности Белоруссии».
Признаки потепления в отношениях между Минском и Брюсселем проявились в тот момент, когда белорусский лидер проявил инициативу по урегулированию ситуации на Украине. В сентябре прошлого года Минск стал местом встреч четырехсторонней «контактной группы», прилагающей усилия к нормализации обстановки в Донбассе, а позднее принял «нормандскую четверку» (президентов РФ, Украины, Франции и канцлера Германии). Александр Лукашенко, долгое время считавшийся на Западе изгоем, тем самым получил реальный шанс подкорректировать свой имидж. Успех минских договоренностей означал бы для белорусского лидера благополучную реализацию этого замысла, однако последнее обострение ситуации на Украине, угрожающее обнулить все предпринимавшиеся до этого посреднические усилия, фактически послужило причиной его провала. Амнистия политзаключенных, по мнению опрошенных «Ъ» экспертов, может быть попыткой Александра Лукашенко спасти свой новый имидж.