«Пока мы наблюдаем за «Исламским государством» и обсуждаем Иран, в мире происходит нечто гораздо более значительное, — считает колумнист The Washington Post Фарид Закария. — Мы являемся свидетелями исторического падения цены на нефть: более чем на 50% менее чем за год. Когда подобное снижение произошло в 1980-е годы, распался Советский Союз. Что это будет значить для современности?»
Автор статьи передает слова бывшего директора по стратегии BP Ника Батлера: «Мы ожидаем более длительного и устойчивого периода низких цен на нефть, чем в конце 1980-х».
«Почему?» — задается вопросом журналист. «Предложение значительно возрастает, потому что высокие цены на нефть в последнее десятилетие поощряли производителей всего мира инвестировать большие средства в поиск новых источников», — говорится в статье.
Закария перечисляет среди причин снижения цен на нефть решение Саудовской Аравии продолжить добычу нефти на прежнем уровне, перспективы добычи нефти в Иране после отмены санкций и повышение эффективности энергоиспользования в легковых машинах и грузовиках.
«Основным нефтедобывающим странам повсюду предстоит финансовая расплата, которую они не видели десятилетиями, а то и никогда», — пишет журналист.
Он отмечает, что преемник президента Венесуэлы Уго Чавеса «получил в наследство разоренную страну», экспорт которой на 96% — это нефть. Экономика Венесуэлы, как ожидается, сократится на 7% в этом году.
«Как и в случае с Чавесом, популярность Владимира Путина полностью совпала с резким подъемом цен на нефть, что означало рост российского ВВП, государственных доходов и, как следствие, господдержки для народа. Все это сейчас пойдет вспять», — прогнозирует Закария.
Ирак, 90% доходов которого обеспечивает продажа нефти, столкнулся с резким сокращением доступных средств. «Это служит фоном для нестабильности в правительстве, а также повышения уровня противостояния между различными сектами — что и проложило путь для «Исламского государства», — считает автор статьи.
Иран «в среднесрочном периоде столкнется с таким же давлением, как и другие».
«Многие американские эксперты и комментаторы надеялись на низкие цены на нефть как на способ лишить сомнительные режимы во всем мире легких денег. Теперь это происходит, но с такой скоростью, которая может вызвать невероятную нестабильность и неопределенность в мире, и без того неспокойном», — заключает автор.