Для ЕАЭС главная проблема — преодолеть транзитно-торговую парадигму, считает эксперт

Автор -

    Для ЕАЭС главная проблема — преодолеть транзитно-торговую парадигму, доминирующую на постсоветском пространстве. Заявил доктор политических наук (Казахстан) Константин Сыроежкин на круглом столе по обсуждению влияния евразийской интеграции на политическое развитие Кыргызстана.

    «Для ЕАЭС главная проблема — преодолеть доминирующую на постсоветском пространстве транзитно-торговую парадигму. Мы не хотим развивать производство, мы хотим торговать и получать быстрые деньги. Надо видимо подождать, пока произойдет смена поколений», — отметил эксперт.

    Он отметил, что ЕАЭС является интеграционным союзом, ориентированным на постсоветское пространство. Его главная задача – реиндустриализация экономик государств, входящих в союз.

    «Экономический пояс Шелкового пути — это не интеграционный проект, его главная цель — создание благоприятных условий для продвижения китайских товаров в Центральной Азии, России, стран ближнего, среднего востока. Задачи, которые ставятся руководством Китая – это упрощение таможенных, визовых процедур, создание разветвленной транспортной логистической инфраструктуры, увеличение объемов взаимной торговли с перспективой создания зон свободной торговли, расширение объемов взаимной торговли национальных валют. Во-вторых, концепцию Экономического пояса Шелкового пути можно рассматривать как важнейшую составную часть новой геополитической концепции Китая, причем ориентирована она именно на сопредельные государства. В третьих, одна из главных задач Китая – превращение в мировую интеграционную державу и поставщика услуг на мировые рынки. Китай хочет потеснить Европу, США. Центральная Азия никогда не рассматривалась Китаем как составная часть экономики, всегда для Китая ЦА оставалась источником поступления ресурсов и транзитной территорией. Поэтому Китай не может быть тем самым ядром интеграции центральноазиатского региона, он может поучаствовать в ней. Но главной цели он такой не ставит», —  сказал Сыроежкин.

    Он продолжил, что в отличие от ЕАЭС Экономический пояс Шелкового пути обеспечен финансово.

    «Отличие всех китайских проектов — у Китая полностью отсутствуют какие-либо политические требования в отличие от ЕАЭС. В ЕАЭС политические требования присутствуют и это его самое больное место. Россия пытается форсировать процесс, более того, увеличивает в нем политическую составляющую. Казахстан против этого, Беларусь тоже. У китайцев этого нет. Китай готов идти на компромиссы не только с Россией, но со всеми другими странами. Что мы хотим, что мы предлагаем, Китай с нами готов согласиться, но проблема в том, что пока ничего не предлагаем», — сказал эксперт.

    Поделиться