Департамент полиции и погранохраны Эстонии намерен построить стену на сухопутной границе с Россией, сообщает ТАСС.
Как сообщило издание Postimees, высота ограждения составит два с половиной метра, а его общая длина — около 108 километров.
«В дополнение к забору предполагается установить и ограждение, препятствующее передвижению диких животных. На заболоченных участках линии границы забора не будет, там установят только пограничные столбы и проложат контрольную полосу», — говорится в сообщении.
Агентство отмечает, что для охраны будут использованы также видеокамеры и беспилотные летательные аппараты.
Работы по техническому усилению границы начнутся в 2018 году, их общая стоимость составит 71 млн евро.
Односторонняя демаркация границы
В июне правительство Эстонии сообщило, что проведет одностороннюю демаркацию границы с РФ.
«Во временной контрольной зоне на границе с Российской Федерацией намечено установить 760 пограничных столбов, а также 412 буйков — на водной границе», — сообщили в пресс-службе правительства. Как отмечается, демаркация предусмотрена для того, чтобы «снизить количество ошибочных незаконных пересечений границы».
Длина полосы, со стороны Эстонии прилегающей к российской территории, составляет 136 км. Демаркацию границы Таллин намерен провести в одностороннем порядке, так как пограничный договор с РФ пока не вступил в силу. Документ находится в процессе ратификации.
Как ранее отмечал МИД РФ, в соответствии с международно-правовыми нормами, демаркация госграницы, осуществленная в одностороннем порядке, не имеет юридического значения для сопредельного государства.
По данным погранслужбы Эстонии, работы по демаркации продлятся несколько лет и будут стоить более 26 млн евро.
История вопроса
Переговоры о межгосударственной границе между Эстонией и Россией велись с апреля 1992 года на различных уровнях. Эстония утверждала, что Россия после Второй мировой войны аннексировала территории, принадлежавшие Эстонии по Тартускому мирному договору от февраля 1920 года, который, по ее мнению, формально не был денонсирован и поэтому может считаться действующим. Российская же сторона исходила из того, что этот договор утратил силу, и государственной границей является линия, разделявшая Эстонскую ССР и РСФСР.
В октябре 1995 года Таллин фактически отказался от территориальных претензий, однако продолжал настаивать на признании Тартуского договора действующим (имелась в виду часть, касающаяся преемственности эстонского государства). Россия же была готова признать только его историческое значение. В 1996 году страны согласились, что российско-эстонский договор должен содержать только техническое описание границы без ссылок на Тартуский мир. Документы о границе были парафированы в марте 1999 года, а подписание состоялось лишь в мае 2005 года.
В июне 2005 года парламент Эстонии ратифицировал документы, однако в текст ратификационного закона включил ссылки на Тартуский договор, а также на Декларацию о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 года, в которой, в частности, содержатся утверждения об «агрессии Советского Союза против Эстонии» в 1940 году. 22 июня 2005 года МИД РФ заявил, что в такой форме ратификация договоров о границе «становится невозможной». 1 сентября 2005 года Россия отозвала свою подпись под договорами.
В сентябре 2012 года глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что РФ готова заново начать переговорный процесс, а в октябре парламент Эстонии обратился к правительству страны с таким же призывом. Межмидовские консультации начались в октябре 2012 года.