21 августа во Франции пассажиры скоростного поезда обезвредили марокканца, который, по-видимому, намеревался устроить в вагоне массовую бойню, напоминает The New York Times. «Спустя два дня после этого европейские чиновники начали рассматривать проблему, которая становится все сложнее: какие дополнительные меры могли бы предотвратить атаки на незащищенные объекты, но при этом не парализовать жизнь в общественных местах и не усилить назойливую слежку за гражданами?» — пишет журналист Адам Носситер.
Аюб Эль-Хаззани уже числился в списках опасных лиц, составленных властями европейских стран. На заметку его взяли благодаря усиленным мерам безопасности и более активной слежке.
Но европейские чиновники признают: огромное количество подозреваемых и все более широкий круг потенциальных мишеней для терактов означают, что уследить за сомнительными лицами крайне трудно. Эксперты опасаются, что в Европе воцарится атмосфера неопределенности и обыденная жизнь, например поездки по железной дороге, станет рискованнее.
Во Франции Эль-Хаззани числился в списке «угроз для безопасности». Испанские чиновники после его нападения сообщили прессе, что знали о его поездке в Сирию. «Ездить в Сирию не предосудительно, если не с целью джихада», — уточняет автор.
И все же Эль-Хаззани беспрепятствоенно сел (вероятно, где-то в Бельгии) на скоростной поезд «Амстердам — Париж», имея при себе автомат Калашникова, пистолет-автомат, боеприпасы и нож-выкидушку. От его рук могло бы погибнуть много народу.
«В настоящее время мы имеем дело с непредсказуемым терроризмом, — говорит Жан-Шарль Бризар, французский консультант по безопасности и эксперт по вопросам терроризма. — Отныне террористы будут выбирать незащищенные объекты, которые почти не охраняются». По словам Бризара, Эль-Хаззани выбрал для нападения поезд именно потому, что там почти нет охраны.
Правда, юрист, который побеседовал с арестованным Эль-Хаззани, сообщил прессе: тот «ошеломлен» обвинениями в терроризме и уверяет, что просто хотел ограбить пассажиров. Но власти в это не верят, говорится в статье.
Бризар отметил: поскольку внутри ЕС нет погранконтроля, не практикуется «систематический контроль европейцев» или лиц с видами на жительство, контроль распространяется лишь на иностранцев. «Это настоящая проблема», — добавил он.
Эксперты предостерегают: обеспечение безопасности на европейских железных дорогах — сложнейшая задача, которую, если и возможно решить, то не в обозримом будущем.
Вокзалы представляют собой открытые пространства, по большей части не контролируемые, посторонние легко могут смешаться с пассажирами, которые садятся в поезд. Багаж проверяют редко и только у пассажиров некоторых поездов (на линии Eurostar, пересекающей Ла-Манш, и на некоторых маршрутах в Испании), сообщает корреспондент.
Консультант по безопасности Бризар считает: если установить на вокзалах рамки-металлодетекторы, как в аэропортах, это «полностью парализует движение» по железной дороге.
Эксперты рассуждают: новые посты проверки и возможности для дополнительного скрининга пассажиров и багажа не только увеличат время поездок по железной дороге, но и физически не «втиснутся» в пространство вокзалов в крупных городах.
Вероятнее всего, европейцы вернутся к практике Франции середины 1990-х, полагает автор статьи: тогда, после атак исламистов на поезда и вокзалы, по поездам ходили военные патрули, багаж проверялся.