Кто стоит за нападениями в Таджикистане?

Автор -

В таджикистане, по данным силовиков, идет активная фаза спецоперации по поимке бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзоды, обвиняемого в серии вооруженных нападений на силовые структуры Таджикистана. Пишет ВВС.

По всем направлениям автодвижения в Хатлонскую область и Раштскую долину на юге и востоке страны расставлены многочисленные дополнительные блокпосты, а те, что стояли раньше, усилены дополнительными нарядами милиции, бойцами ОМОНа и сотрудниками таджикских спецслужб.

На всех блокпостах идет тщательная проверка документов и багажа, что понятно, учитывая чрезвычайную ситуацию и угрозу безопасности, но что очень удивило, так это нетипичное для такой обстановки очень спокойное и даже оптимистическое настроение силовиков.

Тем более что это идет вразрез с сообщениями о напряженной обстановке, десятках убитых граждан и продолжающейся операции против высокопоставленного военного чиновника и его сторонников.

Поиски виноватых

Власти Таджикистана возложили вину за беспорядки на снятого в пятницу с должности заместителя министра обороны генерала Абдухалима Мирзо Назарзоду, который, как сообщается, скрылся вместе с группой из семи-восьми сторонников в Рамитском ущелье.

В официальном сообщении МВД Таджикистана генерала представили как члена Исламской партии страны, что стало поводом для заявлений о его оппозиционности и инакомыслии, за которые якобы Абдухалим Назарзода и пострадал.

Однако был ли действующий генерал на самом деле оппозиционером, и что связывало его с бывшими соратниками по таджикской объединенной оппозиции?

Милицейское руководство страны заявило, что террористические акты были совершены по заранее спланированному сговору. Это мнение поддерживает большинство таджикских политических обозревателей. Однако главный вопрос, по мнению аналитиков, заключается в том, кто мог спланировать эти акции, и какая роль отведена во всем этом опальному генералу Абдухалиму Назарзоде?

В Исламской партии Таджикистана Русской службе Би-би-си заявили, что беглый замминистра оборонного ведомства Абдухалим Назарзода никогда не состоял в рядах религиозного объединения.

«О нем никто не знал в 90-е годы, он даже не участвовал в вооруженных боях таджикской оппозиции с правительственными войсками во время гражданской войны», вспоминает Саидумар Хусайни, первый заместитель лидера Исламской партии (ПИВТ).

«Он не был активным и известным членом таджикской оппозиции. Большинство наших сторонников познакомились с ним, когда он возглавил 25-й батальон, состоящий из бойцов оппозиции, которая стала частью минобороны страны после подписания мирного соглашения в Москве в 1997 году. Однако с того момента, когда он получил свою первую должность в оборонном ведомстве, он дистанцировался от нас и никогда не поддерживал с нами связи», — пояснил Саидумар Хусайни.

Кроме того, согласно законодательству Таджикистана, военнослужащие, сотрудники силовых структур и органов безопасности не имеют права вступать в политические партии.

«Таджикские чиновники не хотят понять, что закручивание гаек против инакомыслящих, нерешенность социально-экономических проблем, произвол милиции, массовое ущемление религиозных и общегражданских прав в стране, в конце концов, приведет к недовольству населения и социальному взрыву», — добавляет Хусайни.

Таджикские исламисты уверены, что власть должна поменять свою политику по отношению к гражданам страны и политическим партиям. Массовые нарушения религиозных и общегражданских прав вызывают недовольство не только у простых жителей страны, но также и у многих политиков и чиновников, которые не решаются открыто заявлять о своей позиции, утверждают в Исламской партии.

«Я не исключаю и того, что если завтра любой из официально избираемых священнослужителей, ведущих сегодня активную пропаганду против Исламской партии, вдруг выскажет свое недовольство действиями правительства, они окажутся нашими сторонниками. Странная логика у властей», — говорит Саидумар Хусайни.

Не связан с оппозицией?

51-летний генерал-майор Абдухалим Назарзода — в прошлом член объединенной таджикской оппозиции. Последние несколько лет он особенно активно сотрудничал с таджикскими властями и дистанцировался от оппозиции.

Две недели назад Абдухалим Назарзода с группой бывших членов таджикской оппозиции выступили с заявлением, в котором они подвергли жесткой критике деятельность религиозного объединения и призвали власти закрыть партию.

«Абдухалим Назарзода никогда не был инакомыслящим. Он не оппозиционер. Став частью системы, он вел себя очень аккуратно и осторожно, настолько, что за все эти годы я не помню ни одного его заявления относительно внутренних и внешнеполитических событий и проблем», — отмечает политолог Шокирджон Хакимов.

По мнению обозревателя, последний конфликт носит организованный характер, однако опальный генерал к его организации не имеет никакого отношения. Абдухалим Назарзода стал жертвой интриг и закулисной борьбы чиновников различного ранга, а не разногласий с властью, полагает аналитик.

«Не думаю, что это планы высшей политической элиты Таджикистана, но эти акции выгодны чиновникам различного уровня и ведомств, заинтересованных в милитаризации таджикского общества. Им не просто необходимо оправдать свое существование и доказать свою нужность, но они хотят привлечь дополнительные капиталы в силовые органы. Вместо того чтобы работать на улучшение социально-экономической ситуации, они создают дестабилизирующий фон и на этом зарабатывают политические очки и деньги, оправдывая свою позицию и свое существование», — пояснил Шокирджон Хакимов.

По неофициальным данным, беглый генерал был многоженцем и имел свой бизнес в Душанбе. Власть достаточно лояльно к нему относилась, он быстро продвигался по карьерной лестнице, потому многие в стране удивлены, почему Абдухалим Назарзода решился на кровавые акции неповиновения.

«Он из бывшей оппозиции, а для определенных кругов это определяющий момент. Неважно, имеет ли Абдухалим Назарзода к ним отношение сегодня или нет. Есть те, кто не доверяет бывшим оппонентам и боится их. Эта борьба идет постоянно. В бывших оппозиционерах по–прежнему видят врагов, они не стали своими даже спустя 17 лет после окончания гражданской войны», — подчеркнул политолог Шокирджон Хакимов.

Между тем в субботу город Вахдат с рабочим визитом посетил президент Эмомали Рахмон, где присутствовал на церемонии закладки фундамента нового здания городского отдела МВД.

Таджикский лидер выразил соболезнования родным и близким погибших офицеров, пообещав родственникам задержать и наказать преступников.

«В связи с этим я напоминаю вам, что необходимо быть бдительными. В частности, родители, интеллигенция, а также общественные деятели должны серьезнее относиться к воспитанию детей. В нашей жизни много недостатков и трудностей, и для их решения мы должны трудиться вместе», — сказал Эмомали Рахмон.

В пятницу поздно вечером, как сообщается на сайте таджикского президента, состоялся телефонный разговор президента Рахмона с президентом России Владимиром Путиным, который пообещал помощь таджикской стороне.

Тем временем в Душанбе, а также в Вахдате и Рамитском ущелье, расположенном недалеко от таджикской столицы, продолжаются совместные операции МВД, Госкомитета национальной безопасности и министерства обороны Таджикистана по задержанию вооруженной группы, совершившей серию нападений на силовые ведомства страны.

В пятницу и субботу в столице Таджикистана Душанбе и пригородах произошли перестрелки, в ходе которых, по официальным данным МВД, погибли 22 и ранены 10 человек. МВД также уточнило число потерь со стороны правоохранительных органов, сообщив, что 9 милиционеров погибли и 6 получили ранения.

По официальным данным, в ходе двухдневных столкновений убиты 13 нападавших и 32 задержаны. У членов вооруженной группировки, как сообщают власти, изъято более 500 единиц оружия и боеприпасов.

По последним данным, в результате совместной специальной операции МВД и ГКНБ в Рамитском ущелье Таджикистана по ликвидации вооруженной группы бывшего заместителя министра обороны, генерала Абдухалима Назарзоды убиты четверо его сторонников, еще семь человек задержаны. В ходе операции изъято значительное количество оружия и боеприпасов.

Операция силовиков в Рамитском ущелье продолжается, говорится на сайте министерства внутренних дел Таджикистана.

Между Душанбе и пригородах столицы усилены меры безопасности. Таджикская столица наводнены сотрудниками правоохранительных органов. Усилена охрана силовых ведомств страны, а также под особый контроль взяты стратегические государственные учреждения, в том числе президентский дворец. В воскресенье утром активный поиск подозреваемых в нападениях на силовиков продолжался в местечке Тепаи Самарканди.

Поделитесь новостью