Чолпон Джакупова: Страной должны управлять профессионалы!

Автор -

    «Бир Бол» — политическая партия, объединившая в своих рядах настоящих профессионалов. Одним из лидеров «Бир Бола» является известная правозащитница, возглавляющая правовую клинику «Адилет» — Чолпон Джакупова. Она не понаслышке знает о проблемах правоохранительной и судебной систем, а главное понимает, что нужно делать для проведения реальной реформы.

    — Почему вы решили принять участие в парламентских выборах-2015 и стать частью политической элиты?

    Это решение было для меня мучительным, но во многом продиктовано условиями осуществления моей профессиональной деятельности. Я возглавляю очень известную правозащитную организацию, которая ведет много громких дел. Я вижу, насколько стремительно деградируют правовая и судебная системы в Кыргызстане. В таких условиях профессия юриста начинает терять всякий смысл. Последние десять лет я пристально слежу за действиями власти и постоянно говорю, что она делает неправильно, где возникнут проблемы, какие решения неконституционны. Я все время критикую, предупреждаю и стараюсь сопротивляться, находясь вне системы. Если бы мой способ защиты был эффективным, наверное, процесс деградации не был бы таким глубоким.

    Я вижу и свою долю ответственности за то, что происходит вокруг меня. Моя тактика – критика извне – неэффективна. Поэтому, будучи рациональным человеком, я решила поменять тактику, я попытаюсь что-то сделать, находясь внутри системы. Может быть, этот способ изменения будет более эффективным, я пока не знаю. Но я должна использовать любые способы, чтобы защищать интересы своих клиентов.

    Каждый год от 6 до 13 тыс. человек получает в нашей правозащитной организации правовую помощь, мы выигрываем 70% дел. Но даже при таком хорошем показателе я вижу, что наша эффективность снижается именно из-за деградации правоохранительной и судебной системы. Что-то надо делать на системном уровне, а это значит, что должен быть доступ к процессу принятия решения и к процессу контроля над исполнением принятых решений.

    — Почему вы решили вступить в ряды партии «Бир Бол»?

    — Было очень много заманчивых предложений, в том числе и от партий, которые, я уверена на 100%, пройдут в парламент. Я не могла принять предложение от представителей партий, которые находятся у власти и являются членами правящей коалиции на протяжении последних пяти лет. Я не могла принять решение ни от «Ар-Намыс», ни от «Ата Мекен», ни от СДПК. Они должны понести ответственность за то, что последние пять лет творили в стране. Ситуация стремительно ухудшается и деградирует во всех сферах именно на протяжении последних пяти лет. Другие партии тоже делали предложения, если же ты хочешь войти в парламент, ставку нужно делать на партии, которые попадут в Жогорку Кенеш. Я просто оценивала шансы партий.

    Самая большая ошибка правящей коалиции в том, что они не смогли избежать искушения и стали приводить случайных людей в систему управления. Людей, которые не обладают опытом, у которых нет видения. Стали появляться министры-недельки. Нам надо сейчас остановить эту стремительную деградацию в системе управления государством, поэтому в команде должны быть люди с управленческим опытом и этот опыт должен быть проверен страницами биографии. Я считаю, что в партии «Бир Бол» состоят люди, которые зарекомендовали себя хорошими управленцами. Они знают, как работает бюрократическая машина. Что такое государство? Государство – это и есть хорошо организованная бюрократия. Кандидаты от партии «Бир Бол» в состоянии эту бюрократию нормально организовать.

    — Та деградация, о которой вы говорите, происходит во многом из-за попирания законов верхушкой власти. Какие меры сегодня необходимо предпринимать для искоренения вседозволенности со стороны властей?

    — В первую очередь, нужна не формальная, пусто декларированная реформа судебной системы. Что есть суд? Это орган, который принимает решения по всем вопросам, и он выполняет надзорные, контролирующие функции над всей государственной системой. Он разрешает конфликты между государством и гражданином, между различными государственными институтами. Мы должны создать условия, чтобы судья при вынесении решений руководствовался только законом, а не страхом перед администрацией президента или вышестоящим судом. Самые скандальные решения судьи принимали не потому, что не знали закона и не всегда потому, что были материально заинтересованы. Коррупция в прокуратуре сейчас гораздо более страшная, чем в судебной системе. Судьи же принимают незаконные решения, потому получают указание сверху – осуществляется «телефонное право». Это стало возможным потому, что мы сделали судей зависимыми еще до их назначения.

    Независимость судебной системы достигается за счет судейского самоуправления, процедуры назначения и отстранения судей, и сроков, на которые они назначаются, а также за счет достаточного материального обеспечения судебной системы. Вот три краеугольных камня. Сейчас же в совете по отбору судей сидят люди, которые не знают элементарные нормы процессуального и материального права. Как такие люди могут оценивать судей? Это нонсенс. Я изначально говорила, если не изменить подход к назначению людей в Совет по отбору судей, в итоге политики столкнутся с проблемой реализации концепции реформы судебной системы. Можно написать замечательные законы и процедуры, но споткнуться просто потому, что выбирают не тех людей и не туда. Каждый должен заниматься своим делом.

    Меня убивает повальное, откровенное вранье. Причем о том, что лгут люди на самых высоких постах, знают и те, кто лжет, и те, кому они лгут. При таком бессовестном повальном вранье остановить деградацию будет невозможно. Должна в первую очередь появиться осознанная ответственность. В день выборов мы решаем, будем ли жить под полуграмотными депутатами или с приличными людьми.

    — Готово ли сегодня наше общество взять на себя такую ответственность?

    — 4 октября это покажет. За последние пять лет в Кыргызстане кроме воровства, лжи, лилась рекой кровь. Если граждане готовы простить это и просто забыть, что я могу сделать? Все недостатки демократической системы именно в том, что мы вынуждены подчиняться, даже если, правда, на нашей стороне.

    Когда принимали Конституцию, я говорила о том, что есть проблемы в некоторых положениях, о том, что Конституцию так не принимают. Я призывала не ходить на референдум, но народ пошел. Я пять лет живу по тому выбору, который сделали люди. Закон принят, я вынуждена ему следовать, даже если он неправильный.

    Источник: Дело № от 9 сентября 2015 года.

    Оплачено из избирательного фонда ПП «Бир Бол», УП по финансовым вопросам Ч.М.Аширалиева

    Поделиться