В последнее время высказывается ряд мнений об обязательном прохождении технического осмотра автомобилей. ДПС МВД связывает вышеназванный вопрос с увеличением числа ДТП в стране. Если верить приведенным данным ДПС, то после отмены техосмотра, в 2012 году количество ДТП по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 21%, что впоследствии привело к увеличению числа раненных и погибших.
Действительно ли увеличение ДТП обуславливается отменой техосмотра автомобилей или же есть абсолютно другие причины данной проблемы? Учитывая столь бурный интерес общественности, проведен наиболее объективный анализ, который основан на статистических данных и мнениях экспертов.
Так, согласно данным Национального статистического комитета и ДПС, за период с 2009 по 2014 годы динамика изменения ДТП, пострадавших и умерших от ДТП выглядит следующим образом:
Действительно, как видно из указанной диаграммы, за период с 2009 по 2013 годы число дорожных происшествий увеличилось в 1,3 раза, что в последствии повысилось число умерших и получивших телесные повреждения. Однако за последний год число ДТП снизилось на 5% по сравнению с предыдушим годом. Данное снижение ДПС объясняет как результат усиления административных мер в отношении водителей, нарушивших ПДД и принятием ряда профилактических мер.
Наряду с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий растет и количества зарегистрированных автомашин, что в свою очередь приводит к росту движения на дорогах.
Так, если в 2009 году количества официально зарегистрированных автомашин составило всего лишь 430 тысячи единиц, то в 2013 году эта сумма увеличилась в 2,5 раза, составив при этом более 1 миллиона. Из этого следует вывод, что за период 2012-2013 годы значительный рост числа автомашин напрямую повлияло на увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.
Также, одним из факторов, приведших к ДТП является плохое состояние дорог в республике. В отчете Национального института стратегических исследований «О масштабах, последствий и мерах профилактики ДТП в Кыргызской Республике» отмечается, что Кыргызстан по качеству дорог занимает 123 место из 144 стран.
Мотивом для злостных нарушителей правил дорожного движения также может являться сравнительная гуманность нашего законодательства. Так, например, в Китае при первом задержании водителя в нетрезвом состоянии предусмотрено наказание в виде тюремного заключения от 1 до 6 месяцев и лишение прав на 3 года, а при повторном задержании – возможно даже смертная казнь.
Кроме этого, имеются и другие факторы, в том числе и категория водителей, которые получили водительские права без прохождения обучения и экзаменов надлежащим образом.
Если опираться на данные Национального института стратегических исследований, то 85% аварий и смертности на дорогах происходят по вине водителей, а оставшиеся 15% — по вине пешехода. В свою очередь, Центр учета, анализа и профилактики ДПС МВД в качестве основных причин ДТП приводит следующие статистические данные:
-превышение скорости — 34%;
-нарушение правил маневрирования – 30%;
-нарушение правил обгона и выезда на встречную полосу движения – 13%;
-вождение в нетрезвом состоянии – 8%.
Учитывая вышеприведенные факторы и причины ДТП задается вопрос, насколько аргументирована инициатива обратного введения обязательного прохождения техосмотра всех автомашин. В то же время, в соседней стране Казакстан на уровне главы государства поднимается вопрос об отмене технического осмотра для автомобилей, не используемых в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до 7 лет. Не подтверждает ли данное решение соседнего государства дальновидность и своевренное, правильно принятое решение тогдашнего правительства.
Отсюда следует мысль, стоит ли возвращать источник коррупции и лишней бюрократии, от которой автовладельцы буквально недавно вздохнули с облегчением? Может лучше увеличить комплекс профилактических мер благодаря которой удалось стабилизировать ситуацию на дорогах?
Аналитическая группа ANB 321