Кыргызстанцы скоро будут ездить по хорошим дорогам!

Автор -

    У кыргызстанцев есть все шансы ездить по хорошим дорогам. Это станет результатом более чем двухлетней работы экспертов, правительства, парламента по внесению изменений в некоторые законодательные акты в рамках реализации проекта по внедрению «Дорожных сборов» за проезд по дорогам общего пользования (основным международным транспортным коридорам страны) с некоторых категорий транспортных средств.

    Эта тема уже неоднократно обсуждалась в СМИ – какова цель внедрения дорожных сборов и кто их будет платить? И, кстати, сразу ответим на распространенный вопрос – значит ли это, что дороги в Кыргызстане станут платными?

    Переживать незачем, платными дороги республики не будут. Владельцы легкового транспорта никаких сборов за проезд по дорогам платить не должны. Однако с грузовых транспортных средств и автобусов будет взиматься так называемый «дорожный сбор». Причем взиматься он будет по принципу справедливости: «Больше платит тот, кто наносит дороге больший вред».

    Идея взимать сбор именно с этих категорий транспортных средств представляется абсолютно логичной: грузовики и автобусы, как правило, осуществляют коммерческие перевозки и зарабатывают на эксплуатации дорог, при этом разрушая их. Таким образом, государство, взимая дорожный сбор, выведет дорожную инфраструктуру на самоокупаемость, что позволит содержать автодороги в хорошем состоянии без необходимости привлечения дополнительных кредитов и отвлечения денежных средств из бюджета страны – т.е. из наших с вами налогов. 

    Все дороги общего пользования в стране – государственные, а это значит, что средства на их содержание и ремонт нужно изыскивать либо из госказны, либо брать взаймы у других государств или международных организаций. Политика, зачастую, бездумного заимствования уже привела к тому, что государственный долг нашей страны превысил $3,5 млрд, из которых – только вдумайтесь!!! — больше половины — это дорожные кредиты! Собственно, это долг каждого кыргызстанца, и его ребенка, и его внука, и, скорее всего, правнука. Расплачиваться, если не принять никаких мер,  придется еще очень долго.

    Другой причиной реализации проекта является наша общая беда — Коррупция. О дорожной коррупции ходят буквально легенды. Речь идет, в первую очередь, о грузовых перевозках. Именно водители большегрузов уже платят «дорожные сборы», только в виде взяток, отстегивая представителям правоохранительных органов на дороге, сотрудникам пунктов весогабаритного контроля и другим проверяющим энные суммы (по данным редакции – до $500) за каждый рейс. Мало того, что деньги эти идут в карман вороватым чиновникам, так еще, как правило, грубо нарушаются нормативы допустимого к проезду веса грузовых машин. В результате чего дорожному покрытию наносится огромный ущерб, срок службы дороги сокращается в два раза, и, следовательно, государство вынуждено выделять в два раза больше средств на их содержание.

    Получается какой-то замкнутый круг. Государство, как и каждый из нас, налогоплательщиков, естественно, в минусе. Согласно информации, приведенной в Стратегии развития дорожного сектора КР до 2025 года, нынешний уровень финансирования содержания дорог составляет $30-40 млн, тогда как для надлежащего содержания дорог страны требуется более $100 млн в год.

    Цифры неумолимы: из-за хронического недофинансирования и дорожной коррупции 52% (или 9600 км) дорожной сети Кыргызстана находится в пределах плохого и очень плохого состояния, при этом 1500 км международных дорог нуждаются в срочной реабилитации или реконструкции. Большая часть дорожной сети из года в год становится непригодной. Из-за постоянного недофинансирования, наша страна ежегодно безвозвратно теряет около 200 км дорог с твердым покрытием, которые приходят в полную негодность. Таким образом, за последние 5 лет утрачено 1000 км автодорог!!!

    Изучая все эти проблемы можно лишь порадоваться, что в правительстве нашли единственно возможный путь их решения. Очевидно, что дороги должны сами себя содержать, и добиться этого возможно за счет введения «Дорожных сборов». Соответствующие изменения в законодательство уже были приняты парламентом, подписаны Президентом и вступят в силу с 1 сентября 2016 года.

    Сама система сборов будет электронной, аналогов которой еще не было в стране, что предполагает исключение человеческого, а, значит, коррупционного фактора. Все собираемые деньги будут аккумулироваться в Дорожном фонде, из которого под контролем правительства и парламента будет производиться финансирование ремонта и строительства республиканских магистралей. Сама система электронных сборов за проезд не нова – подобные системы успешно работают в подавляющем большинстве развитых стран мира и активно внедряются в соседних республиках.

    Надо отметить тот факт, что в данном случае правительство крайне ответственно подошло к детальной проработке проекта, в том числе, относительно его влияния на все слои населения. Так, Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики совместно с зарубежными экспертами и международными финансовыми институтами проводится оценка предполагаемых размеров сборов с учетом их влияния на стоимость перевозок и конечную стоимость товаров и услуг.

    Ну и, собственно, остается дождаться реализации задуманного и порадоваться за нас самих, что наконец-то будет сделан по-настоящему значительный рывок в борьбе с коррупцией, а результатом станет облегчение долгового бремени, по сути, каждого кыргызстанца, и гордость за качественную, комфортную дорожную сеть страны!

    Поделитесь новостью