С «Республикой-Ата Журт» мы можем очень быстро пойти в ногу со временем, в то же время не забывая, кто мы есть. Об этом в интервью рассказала кандидат в депутаты от партии Аида Исмаилова.
Почему вы выбрали партию «Республика-Ата Журт»?
Я издавна являюсь сторонником партии, но влиться в ее ряды меня подтолкнуло следующее: в 2012 году я, будучи представителем корейской компании, привлекла безвозмездную помощь в виде оборудования и программного обеспечения, два с половиной года мы обслуживали бесплатно паспортный проект. То есть мы создали Государственный центр персонификации паспортов. 14 лет подряд ни один премьер не мог поставить свою подпись под этим указом, и 14 лет подряд прибыль от изготовления паспортов шла в частные руки. А Бабанов пришел и сделал это – отдал центр государству. Препонов, конечно было очень много, влиятельные люди не хотели отдавать выгодное дело, но Омурбек Токтогулович все же довел дело до конца. Я рада, что причастна к этому хорошему делу, принесла пользу государству, так как в бюджет страны ежедневно поступает около полумиллиона сомов.
И я увидела, что Бабанов добивается своего, несмотря на многочисленные подножки. Он ставит перед собой цель и идет к ней, несмотря ни на что. Раз лидер такой – значит и вся партия такая.
Законы, что продвигает партия, они ведь исполнимы, и я думаю, что идейно я с партией до конца. Партия молодых, сам лидер молодой, при нем в министерствах аппарат омолодился.
Как Вы считаете, что принесло партиям объединение?
«Ата-Журт» была очень сильная партия. Она набрала большинство голосов на прошедших выборах. «Республика» — тоже сильная партия. И здесь произошло очень важное объединение. Ташиев – патриот своей страны, который старается сохранить нашу аутентичность, не дает угаснуть кыргызскому духу, он болеет всей душой за страну – по нему это видно. В то же время Омурбек Бабанов, как новатор, постоянно продвигает новые идеи. И этот тандем, как мне кажется, может очень многое дать Кыргызстану. То есть мы можем очень быстро пойти в ногу со временем, в то же время, не забывая, кто мы есть.
Что Вы планируете изменить, если станете депутатом?
Государство не правильно регулирует бизнес. К примеру, бизнес в социальной сфере – дошкольные учреждения. Им делают льготы, но которые ни на что не влияют. В то же время постоянные проверки здорово усложняют жизнь. В один день приходит налоговая, в другой – санэпидемнадзор, в третий – контролеры воды, газа, света. Необходимо менять налоговую систему, систематизировать проверки, сократить их и сделать комплексными, убрать все бюрократические заслоны.
Налогами питается наша страна, убирать их, конечно же, нельзя. Но при этом нужно установить гибкую систему. Тот, кто зарабатывает больше, и платить должен больше. Сравнить к примеру, виноводочный завод и детский сад, который приравняли к промышленному предприятию. Понятное дело, что завод имеет больше выручки и должен больше отчислять в казну. При этом нужно выделять льготы каким-то предприятиям.
Сейчас инвестор, чтобы открыть бизнес в Кыргызстане, вынужден обойти множество препонов, начиная от открытия визы, которую могут просто не дать и заканчивая всяческими откатами нечистоплотным чиновникам.
Еще существует проблема недоверия местного населения. Нужно проводить работу на местах, разъяснять, что инвестиции — это основа нашей экономики, что благодаря инвесторам можно развить страну. Призвать их не поддаваться влиянию заинтересованных лиц, которые саботируют работу, и вместе с иностранными бизнесменами развивать регионы.
В то же время нужно защищать право наших граждан на труд. Почему при реконструкции дорог в нашей стране среди рабочих мы видим только граждан Китая? Где наши рабочие? Большую часть на иностранных предприятиях должны составлять наши работники.
Не все инвесторы белые и пушистые, как мы должны отличать преступника от добропорядочного предпринимателя?
Тут должны работать в тесной связке отдел миграции при Министерстве молодежи, МИД и посольства нашей страны. При этом наше посольство в стране, откуда к нам едет инвестор, должно реагировать на запрос отдела миграции и МИД и работать в тесной связке с местными правоохранительными организациями.
Вы ведь востоковед по профессии, поддерживаете закон о многоязычии?
Конечно, как востоковеду, мне этот законопроект очень импонирует. Я сама знаю четыре языка – родной, русский, корейский и английский. И прививаю любовь к языкам своим детям. Я считаю, что современный гражданин Кыргызстана должен помимо государственного и официального языков должен знать один западный и один восточный язык. И тогда он точно найдет свое место в этом мире.
А если в парламент пройдете, будете пользоваться привилегиями?
Нет, конечно. Мы уже договорились, что если станем депутатами, то откажемся от льгот и привилегий. Мы идем туда не за деньгами, не лоббировать свой бизнес. У меня все есть, я самодостаточна в финансовом плане. На пять лет точно хватит. И как бы это пафосно не звучало, но я иду в парламент, чтобы сделать Кыргызстан лучше.